Парламент Грузии на внеочередной сессии во вторник единогласно 144 голосами «за» принял постановление «О миротворческих силах в зонах конфликтов Грузии». Дальше дело за президентом и правительством. Согласно документу, миротворцы должны покинуть в кратчайшие сроки Абхазию и Цхинвальский регион. Процедура обернулась формальностью, а сам текст постановления, о котором накануне спикер Нино Бурджанадзе говорила как уже о готовом документе, выдержан в предельно жестких интонациях. Деятельность россиян в Абхазии и Южной Осетии оценивается негативно, сами они названы «оккупантами», способствующими аннексии грузинских территорий. Документ базируется на докладе аппарата государственного министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндрава. «Другой оценки миротворцы, увы, не заслужили. Они ничего не сделали для разоружения незаконных вооруженных формирований, они обеспечили беспрепятственный проезд и участие тяжелой техники в военном параде в Цхинвали. И таких примеров множество», – заявил госминистр «НГ».
В документе правительству Грузии предписывается приступить к процедуре вывода подразделений из конфликтных зон, но при этом не указана конкретная дата. По словам председателя комитета по внешним связям Константина Габашвили, правительство начнет необходимые действия сразу, после того как документ будет принят парламентом. «У нас нет выбора. Миротворцы давно не выполняют своих обязательств, а наши многочисленные обращения прогресса не дали», – заявил Габашвили «НГ». С ним солидарна лидер парламентского большинства Майя Надирадзе: «Нам надо либо смириться с утерей наших территорий, либо вынудить оккупантов покинуть Грузию».
Однако с принуждением дело обстоит не так просто, как, скажем, в свое время с российскими военными базами, которые при малейшей просрочке коммунальных платежей оказывались в блокадном положении. И дело не только в этом, а в куда большей степени в безоговорочной поддержке, которую миротворцы имеют со стороны де-факто властей самопровозглашенных республик, которые альтернативы не признают. И Москва платит той же монетой. Вначале президент Владимир Путин на встрече с Михаилом Саакашвили указал, что в решении судеб автономий должно учитывать мнение живущих там людей, а буквально на днях министр обороны Сергей Иванов заявил, что вопрос вывода или пребывания российских миротворцев должен решаться с учетом мнения всех сторон конфликтов.
Наблюдатели указывают на то, что оперативность парламента в решении вопроса может быть связана и с желанием Саакашвили встретиться с Путиным в преддверии неформального саммита глав государств СНГ, имея на руках это постановление, чтобы попытаться выжать из самой встречи максимум пользы. Однако помощник президента Сергей Приходько сообщил журналистам, что твердой договоренности о встрече нет. «Она имеет смысл, если ожидаем результат», – заявил он, дав понять, что судьба рандеву зависит от того, с чем конкретно едет в Москву «приятный собеседник Михаил Николаевич».
Руководитель Центра развития и сотрудничества, политолог Паата Закареишвили указывает на юридические детали денонсации договоров по миротворцам. «В Цхинвали их ввод был обеспечен двусторонним российско-грузинским договором в Дагомысе в 1992 году, и для разрыва достаточно желания одной из сторон. К сожалению, в свое время Эдуард Шеварднадзе подписал этот документ, не обратив внимания на то, что в нем вообще не оговорены условия его денонсации, и теперь, расторгнув его, Грузия в непосвященных кругах может выглядеть государством, выходящим из миротворческого процесса. С Абхазией еще сложнее. Туда миротворцы вошли в 1994 году со статусом Коллективных сил СНГ, то есть решение принималось на уровне глав государств Содружества и, стало быть, обратное решение должно приниматься на том же уровне. Было бы легче, если, скажем, парламент принял постановление о выходе Грузии из СНГ – тогда все соглашения в этом формате стали бы недействительными», – заявил Закареишвили «НГ». Однако, по его мнению, в любом случае так быстро, как хотят власти, россияне из зон конфликтов не уйдут, а попытаются перенести вопрос в сферу многостороннего обсуждения с участием Сухуми и Цхинвали, как уже заявил Сергей Иванов. «И здесь многое будет зависеть от работы грузинских дипломатов в плане привлечения внимания международного сообщества и его участия в разрешении проблемы», – сказал Закареишвили «НГ».
Тбилиси