Предложение румынского президента объединить Румынию и Молдавию озадачило Владимира Воронина.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вопрос дальнейшего нахождения российских миротворцев в Приднестровье по всему скоро будет окончательно улажен: в Бухаресте прозвучало заявление, которое укрепит позиции России в этом регионе. Дело в том, что Румыния официально сделала Молдавии предложение, которое поставило кишиневских руководителей в сложное положение. В минувшую субботу президент Румынии Траян Бэсеску публично заявил: «Румыния предложила Республике Молдова, главе молдавского государства, вариант войти вместе с нами в ЕС». Далее румынский президент конкретизировал необычную интеграционную идею:
«Румыния все еще остается разделенной на две страны, однако румыно-молдавское объединение будет иметь место внутри Европейского союза, и никак не иначе». Любопытно, что Траян Бэсеску выступил с такой, по сути, сенсационной речью перед молдавскими школьниками, выигравшими олимпиаду по истории румын (так называется предмет, который изучается в Молдавии в качестве истории собственного края). Талантливым детям, приехавшим из соседней страны по приглашению министра иностранных дел Румынии, был устроен прием в президентском дворце Котрочень. Глава румынского государства напомнил учащимся, что Румыния – «единственная страна, единственный народ, оставшийся разделенным после воссоединения Германии».
В то же время Бэсеску подчеркнул, что Румыния признает желание кишиневских властей быть отдельной от Румынии частью, независимым государством. Президент отметил, что является одним из тех политиков, которые выступают за «необходимость поддержания очень хороших и открытых отношений с Республикой Молдова, чтобы в будущем, не особо отдаленном, обе страны смогли бы воссоединиться, на этот раз в ЕС».
В Кишиневе это заявление вызвало смятение. Дело в том, что именно перспектива объединения Молдавии с Румынией в начале 90-х годов разделила страну на две части и спровоцировала в 1992 году приднестровский вооруженный конфликт, который не урегулирован до сих пор. Многие годы молдавские политики пытались убедить приднестровцев в том, что «объединение двух Румыний» – всего лишь миф. И на отрицании румынского фактора в приднестровском урегулировании строилась вся пропагандистская работа молдавских властей, проводимая с населением Приднестровья.
Хорошо знающий ситуацию молдавский парламентарий, в прошлом – премьер-министр Молдавии Дмитрий Брагиш заметил по этому поводу корреспонденту «НГ»: «Заявление может негативно сказаться на переговорах с Тирасполем. Что касается его реализации, то в настоящее время объединение невозможно. Даже технически, объединение – тот вопрос, который может быть решен только на референдуме. А чтобы таковой провести, нам по регламенту потребуется год. Румыны не могут ждать нас столько времени, у них срок приема в ЕС – 2007 год». Тем не менее парламентарий заметил, что в будущем изложенная Бэсеску идея все же может реализоваться, прежде всего потому, что «Румыния становится экономически все более привлекательной для молдаван, а с вступлением в ЕС авторитет ее в Молдавии еще больше возрастет».
Известный молдавский политолог, сопредседатель Социал-демократической партии Молдавии Оазу Нантой заметил по этому поводу «НГ», что «Молдавия может сегодня въехать в ЕС только на спине Румынии», однако для этого необходимо предварительно объединиться. Но в стране, в которой два раза подряд на выборах побеждают коммунисты, по мнению Нантоя, такая идея поддержана не будет. При этом политик оговорился: «Утверждать, что это не произойдет никогда, – неправильно. Молдова интегрируется в ЕС, и когда этот процесс завершится, учитывая практическое отсутствие в Европе внутренних границ, можно сказать, что механическое объединение двух стран состоится».
Политолог Андрей Сафронов заметил «НГ»: «Заявление Траяна Бэсеску – это, с одной стороны, попытка в условиях обострения отношений между Москвой и Кишиневом отколоть окончательно Молдавию от СНГ. С другой, это подтверждение того, что некоторые политические силы в Румынии реанимируют тезис об объединении. Но сейчас речь идет о воссоединении уже в рамках Евросоюза. Если ситуация между Москвой и Кишиневом будет и далее обостряться, а приднестровский вопрос не будет урегулирован, то у такого подхода будет появляться большее количество сторонников».
А в самом Приднестровье Бэсеску почти аплодируют: президент Румынии, не желая того, укрепил позиции непризнанной республики. Министр безопасности непризнанной республики Владимир Антюфеев напомнил «НГ», что «еще минувшей весной Владимир Воронин, обсуждая в Бухаресте вопрос подписания базового договора Молдавии с Румынией, заметил, что это выбьет главный козырь из рук сепаратистов, которые только и говорят, что об объединении». Однако, «как показало заявление Траяна Бэсеску, исторические замыслы Румынии в отношении Молдавии сохранились. И мы это учтем, когда будем вести переговоры с Кишиневом. Кроме того, мы будем настаивать на увеличении числа российских миротворцев в зоне конфликта», – сказал «НГ» Антюфеев.
Несмотря на ажиотаж, который вызвала декларация румынского президента на обоих берегах Днестра, официального заявления молдавских властей на нее не последовало. В администрации президента Молдавии на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию ответили отказом.