Лидеру Абхазии Сергею Багапшу предстоит принимать непростое решение по судьбе идущих к нему из Батуми за помощью грузинских беженцев.
Фото Reuters
Колонна из полусотни семей абхазских беженцев, по решению батумских властей выселяемых из местных гостиниц, идет из столицы Аджарии в направлении Абхазии. Ожидается, что уже завтра она подойдет к мосту через Ингури, разделившую после войны 1992–1993 годов мятежную республику и остальную Грузию. Марш стихийно начался вечером в среду, когда батумская полиция разогнала акцию протеста беженцев перед зданием Совмина Аджарии.
Ситуация с абхазскими беженцами, обосновавшимися после войны в батумских гостиницах «Месхети» и «Медея», стала накаляться еще ранней весной, когда казахстанская бизнес-группа Silk Road Group приобрела эти отели в собственность. Как и в случае с тбилисской гостиницей «Иверия», также заселенной беженцами из Абхазии, казахстанские инвесторы предложили за освобождение занятых помещений компенсацию ≈ от 7 до 8 тыс. долларов на семью. В Тбилиси все прошло без эксцессов – выделенных Silk Road средств оказалось вполне достаточно, чтобы обзавестись собственным жильем, пусть и не в престижных столичных кварталах.
В Батуми все оказалось сложнее. Сумма компенсации (те же 7–8 тыс. долларов) и предоставление временного бесплатного жилья в одном из пансионатов близ Батуми устроили не всех постояльцев выкупленных гостиниц. И они начали бунтовать. Пик противостояния беженцев с властями пришелся на вечер среды, когда истек срок 48-часового ультиматума властей – освободить занимаемые площади, и около гостиниц появились отряды спецназа. Одновременно сотрудники силовых структур начали оттеснять беженцев от здания Совмина Аджарии. Не обошлось без столкновений: участники акции забрасывали полицейских пластиковыми бутылками, но вынуждены были отступить. Несколько активистов на полицейских машинах были вывезены за город – мера, часто применяемая грузинской полицией против демонстрантов в различных уголках Грузии. Лишь в последний момент удалось предотвратить трагедию, когда семья Чубрава, участвовавшая в акции протеста около здания аджарского правительства, решилась на акт самосожжения. К счастью, попытка оказалась неудачной.
В Министерстве Грузии по делам беженцев и расселению заявляют, что отслеживают ситуацию, складывающуюся в Батуми. «Проблемой абхазских беженцев, живущих в Аджарии, занимается правительство автономии. Мы, естественно, тоже держим ситуацию под контролем», – сказала «НГ» руководитель пресс-центра министерства Майя Размадзе. По ее словам, предложение казахстанских инвесторов не принимают несколько десятков семей – в общей сложности около 100 человек, а подавляющее большинство вполне довольно. «Объективной причины для такого рода протестов нет. Рядом с Батуми за 3–4 тыс. долларов можно купить вполне приличный дом. Что касается действий аджарских властей, то они законодательству не противоречат», – сказала Майя Размадзе «НГ».
Законодательство – законодательством, однако, если беженцы действительно пересекут мост через реку Ингури, то это будет не лучшая политическая реклама для грузинских властей. Ведь участники марша заявляют, что если руководство Грузии не смогло обеспечить их жильем, то они будут просить убежища у абхазского правительства. Правда, в Сухуми опасаются, что марш беженцев – хитрая провокация Тбилиси.
Тбилиси