Вчера «НГ» получила первую реакцию на подписанный 26 июня президентом РФ Владимиром Путиным указ о госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
Судя по всему, программа рассчитана прежде всего на соотечественников из стран ближнего зарубежья. Надо сказать, на этот раз этих людей не просто призывают сменить место жительства, но еще и обещают немало благ. В частности, переселенцам гарантируется компенсация расходов на проезд к будущему месту проживания, получение подъемных, обширный компенсационный пакет.
Крупные города в списке не значатся
Правда, в программе особо оговорено, что ее участники приглашаются не в российские мегаполисы типа Москвы или Санкт-Петербурга и не на Юг России, а в Нечерноземье, Сибирь. То есть будущим репатриантам предлагается осваивать российскую глубинку, где наиболее остра демографическая ситуация. Непростая она и в целом по стране. Россия катастрофически теряет население. Статистика утверждает, что ежегодно население страны уменьшается на 800 тыс. человек. Специалисты считают, что лет через 10 в России некому будет работать. Потребность в новых людях составляет около 1 млн. человек в год, и никаких гастарбайтеров не хватит, чтобы эту дыру закрыть.
Демографическая проблема приобретает масштабы катастрофы, потому появление государственной программы по переселению соотечественников может стать спасательным кругом. Программа должна быть запущена уже с нового года, для чего в ряде стран СНГ (Украине, Молдавии, Узбекистане и Казахстане) в сентябре начнут работать представительства Федеральной миграционной службы РФ.
Необходимы разъяснения
До старта кампании осталось совсем немного времени, а между тем в этом деле пока больше вопросов, чем ответов. Прежде всего непонятно, кого зачисляют в разряд соотечественников. В комментариях к президентскому указу оговаривается, что это «русскоговорящие» из бывшего СССР. Однако закон называет соотечественниками тех, у кого есть соответствующее удостоверение. Понятно, что у миллионов желающих так называться людей из ближнего зарубежья такого документа нет. Кроме того, существует еще ряд вопросов, которые, по информации «НГ», уже начали задавать служащим российских дипломатических представительств за рубежом: кто сможет претендовать на такой статус – только граждане РФ или все, у кого когда-то был советский паспорт; каковы конкретно условия перемещения – размер единовременной гуманитарной корзины, прилагающийся к ней социальный пакет (бесплатные детсады, школы и вузы для детей, пенсии для стариков и т. д.), какова география возможного переселения? По утверждению работников МИД РФ, первой реакцией на указ президента стали не просьбы о внесении в список на выезд, а именно уточнения по условиям миграционного процесса.
Кто хотел – уже уехал
Между тем, как показал проведенный вчера «НГ» блиц-опрос, в большинстве стран СНГ оттока этнических русских, тем более массового, в связи с принятой в России госпрограммой не ожидают. В частности, не намечается ничего подобного в Казахстане. «Эта проблема существовала в 90-е годы, когда из-за переселения в другие страны, в том числе и в Россию, население республики сократилось более чем на 1 млн. человек. Одна из главных причин – неустроенность, отсутствие работы, низкий уровень жизни. Сейчас Казахстан другой, это страна с динамично развивающейся экономикой», – сказал «НГ» пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров.
Потенциальным участником российской госпрограммы называет себя казахстанский политолог, главный редактор международного журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. «Однако в настоящее время воспользоваться ею не готов. Для этого нужны объективные причины, например, нестабильность политическая или экономическая, либо прецеденты, связанные с тем, что кто-то из моих родственников и друзей, воспользовавшись программой, получил какие-то дивиденды для себя», – сказал он «НГ».
С интересом восприняли российскую инициативу в Молдавии. Как сказал «НГ» депутат молдавского парламента, экс-премьер правительства республики Дмитрий Брагиш, «после указа Путина в Россию будет уезжать еще больше людей». «Для тех, кто уже там находится и работает на нелегальных условиях, этот указ может стать шансом на легализацию – люди получат документы и смогут спокойно работать без опасения быть депортированными. Однако, легализовавшись, наши граждане постараются вывезти туда же своих близких, а значит перестанут посылать деньги в Молдавию», – считает Брагиш.
Как сказала «НГ» пресс-секретарь президента Киргизии Клара Кабилова, «сейчас из Киргизии выезжают те люди, у которых переезд давно значился в планах, и указ президента Путина на ситуацию с выездом российских соотечественников никак не повлияет, массового отъезда мы не прогнозируем».
Директор филиала Международного фонда поддержки соотечественников в Таджикистане Виктор Радилиловский отмечает, что уровень жизни в республике остается крайне низким, и именно это вынуждает граждан Таджикистана уезжать на заработки, в основном в Россию. «Между тем принятая в Москве программа рассчитана на людей от 18 до 40 лет, а их в Таджикистане не больше 10%, остальные русские или русскоязычные ≈ это люди пенсионного возраста. Вряд ли все они захотят переселиться в российскую глубинку», – сказал он «НГ».
Найти русские корни не проблема
Неоднозначно отношение к российской программе в Белоруссии. «Людей в первую очередь интересуют две вещи – жилье и работа. Если программа предусматривает их предоставление, то отток какой-то части населения будет», – считает председатель Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько. «Потенциальных переселенцев прельстила бы заработная плата на уровне 400–500 долларов – для белорусов это огромные деньги. Ну а найти русские корни при желании смогут едва ли не все желающие», – сказал Лебедько «НГ».
Заведующий сектором отдела по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов обращает внимание на то, что «впервые во внешнеполитической доктрине РФ появились мысли о том, что Москва пересматривает свои отношения со странами, где имеется русскоязычное население». «Ничего тревожного в российской программе нет, оттока мы не ожидаем», – сказал он «НГ». Не собирается куда-то уезжать, скажем, жительница Баку, уроженка Краснодарского края Екатерина Соловьева. «Об этом даже не думаю. И вообще, если кто и надумает переехать из Баку в Россию, то только в Москву или Санкт-Петербург. Российская глубинка, которую предлагает принятая в Москве госпрограмма, прельстит немногих», – сказала она «НГ».
Не слишком активно комментируют предпринимаемые в России меры по решению демографических проблем на Украине. Как сказал «НГ» источник в МИД Украины, пожелавший остаться не- названным, «скачка эмиграционных процессов не ожидается, поскольку уровень жизни в украинских регионах выше, чем в российских».
В Грузии о российской программе узнали из СМИ. И восприняли ее спокойно. «Кто хотел – уже уехал. Причем речь идет не только конкретно о русских: в заложенном в программе понятии «соотечественник» подразумеваются все граждане бывшего СССР, и вопрос отъезда в Россию – это из области этнической философии», – сказал «НГ» председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили.