На всех пунктах пропуска белорусско-российской границы с недавних пор появились временные посты из сотрудников белорусской таможни и департамента охраны. «Во избежание недоразумений с транзитными российскими грузами», – поясняют в департаменте охраны границы МВД Белоруссии.
Задача постовых – объяснять российским водителям, что в соответствии с белорусским законодательством они должны заказать и оплатить (1 доллар за 1 км) конвой для проезда по территории Белоруссии, если везут подакцизные товары. Выставить посты белорусов подвигнул недавний инцидент с 9 российскими большегрузными автомобилями, которые транзитом двигались через территорию Белоруссии в Калининград. Они перевозили сигареты и алкоголь, но без белорусского конвоя. Как результат – задержание груза и угроза его конфискации. Как удалось выяснить «НГ», в конце концов белорусские таможенные органы отпустили российский груз, и он проследовал дальше, но после этого на белорусско-российской границе появились посты.
Действия белорусов представляются логичными, однако экспертов смущает тот факт, что порядок на границе стали наводить неожиданно и поспешно. Дело в том, что документы, предписывающие конвой, составлены давно, однако потребовали их выполнения только сейчас.
Комментируя журналистам ситуацию с задержанными российскими машинами, посол РФ в Минске Александр Суриков предположил, что действия белорусских таможенников являются «симметричным ответом на сахарную проблему, не очень качественно поднятую российской стороной». Суриков напомнил, что в России не так давно были задержаны и отправлены на экспертизу несколько десятков вагонов с белорусским сахаром. Экспортировать без уплаты таможенных пошлин можно только сахар, произведенный из свеклы. «Белорусская сторона обиделась и сделала ответный шаг», – предположил посол.
Правда, еще неизвестно, у кого оснований для обид больше. Специалисты двух стран давно ведут дискуссию по поводу происхождения белорусского сахара, поставляемого в Россию. В Минске утверждают, что он весь свекловичный, а в Москве – что тростниковый, аргументируя свою позицию тем, что объем экспорта сахара из Белоруссии в Россию превышает производственный потенциал белорусских сахарных заводов.
Отсутствие таможни между странами, взявшими курс на создание союзного государства, все чаще дает сторонам основания подозревать друг друга в недобросовестных поставках, в экспорте чужих товаров под видом своих. И если раньше такими подозрениями мучились больше в Москве, то теперь ими озабочен и Минск. В белорусском законодательстве то и дело появляются новые ограничительные нормы (как административного, так и налогового характера) в отношении товаров, ввозимых из России. Например, Белоруссия установила квоту на ввоз из России табачных изделий, в результате чего, по оценкам экспертов, потери российских экспортеров только в этом году могут превысить 15 млн. долларов. Квотируется, маркируется акцизными марками, обеспечивается финансовыми гарантиями и проходит через таможенные склады временного хранения крепкое пиво.
В целом же, по оценке экспертов в области торгово-экономических отношений, российские товары в Белоруссии дискриминируются где-то по 15–20 позициям, тогда как белорусские в России – по 2–3. И получается, что, когда Белоруссии выгодно, она как бы интегрируется в союзное государство, когда нет, находит возможности для отступления. О равных правах субъектов и одинаковых условиях хозяйствования в Минске вспоминают, когда речь идет о дешевом российском сырье и емком рынке сбыта для белорусской продукции. «Настаивая на изменении цены на газ для Белоруссии, Россия ставит под угрозу выполнение договоренностей о равных условиях», – предупредил как-то Москву президент Лукашенко. А о создании союзного СП по транспортировке газа на паритетных условиях говорится уже не первую пятилетку, что дает право экспертам обоснованно сомневаться в серьезности интеграционных устремлений белорусского президента.
Минск