Сегодня в Минске собираются главные союзники России по коллективной обороне и экономическому сотрудничеству: в белорусской столице пройдут саммиты сразу двух интеграционных объединений – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Для участия в их работе еще вчера в столицу Белоруссии прибыли президенты стран-участниц Ислам Каримов (Узбекистан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан) и Эмомали Рахмонов (Таджикистан), а вслед за ними в Минск прилетели президент РФ Владимир Путин, а также лидеры Армении и Киргизии Роберт Кочарян и Курманбек Бакиев. Накануне состоялись заседания Совета министров иностранных дел и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.
Как рассказал журналистам генсек ОДКБ Николай Бордюжа, в Минске будет продолжен поиск путей повышения эффективности этой организации, в том числе расширения ее функций. По словам Бордюжи, предложения, выработанные на заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, будут отражены в Декларации о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, которую скрепят своими подписями главы шести государств.
В этом документе будут обозначены новые направления развития ОДКБ, сказал Бордюжа. В частности, по его словам, предлагается «создать для ОДКБ возможности реагирования не только на военные угрозы, но и на угрозы совершенно другого характера». Кроме уже имеющихся в структуре ОДКБ Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР), которые предназначены для отражения внешней военной угрозы, предлагается создать еще и Коллективные миротворческие силы (КМС), а также Коллективные силы чрезвычайного реагирования (КСЧР). По замыслу руководителей ОДКБ, эти силы будут находиться на своих национальных территориях и в связи с какими-то ЧП, конфликтами, угрозами, катастрофами будут привлекаться для их локализации. При этом миротворцы ОДКБ получат мандат ООН.
Насколько новые подразделения будут эффективными, сказать пока трудно. По крайней мере, как известно, Коллективные силы быстрого реагирования нигде себя пока особо не проявили. КСБР, к примеру, не стали надежным заслоном для наркотрафика из Афганистана. Малоэффективны оказались они и в борьбе с вылазками экстремистов, которые имели место, к примеру, в мае этого года в Баткенской области Киргизии. Хотя именно для борьбы с такими угрозами и непосредственного управления подразделениями КСБР несколько лет назад в Бишкеке была создана специальная оперативная группа. Теперь на саммите в Минске почему-то эту группу предполагается упразднить, а управление КСБР замкнуть на находящийся в Москве Объединенный штаб ОДКБ. Кто-то посчитал, что из российской столицы управлять этими силами, находящимися за тысячи километров от Объединенного штаба, будет легче.
Появление миротворческого контингента в рамках ОДКБ – явление нормальное и даже необходимое. Однако тут есть опасность, что они разделят участь дислоцированных с 1994 года в Абхазии Коллективных миротворческих сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ) – как известно, реально там несут службу только российские войска.