Белоруссия ограничит пролеты над своей территорией только для самолетов с официальными делегациями США и Канады. Как отмечается в заявлении представителя МИДа республики, обычные гражданские самолеты этих стран сохранят возможность использовать воздушное пространство Белоруссии. Таким образом белорусский МИД существенно смягчил ранее продекларированное президентом Александром Лукашенко намерение запретить летать над Белоруссией американским и канадским самолетам.
«И то я думаю, что мы будем подходить выборочно┘ Наверное речь будет идти о вполне определенных людях, которые проявили себя как яростные недоброжелатели нашей страны, в рамках симметричного ответа», – сказал журналистам представитель МИДа. «Думаю, что самолет с Бушем на борту мы, конечно, пропустим», – добавил он.
Напомним, что Александр Лукашенко распорядился запретить пролет над Белоруссией американских и канадских самолетов из-за того, что эти страны не дали добро на дозаправку на своих территориях самолету белорусского премьер-министра Сергея Сидорского, направлявшегося на Кубу. «Я дал поручение правительству и удивляюсь, почему не приняты кардинальные адекватные меры. Пусть летают через Прибалтику, Украину, а основной маршрут следует перекрыть. Может, мы в этом что-то потеряем, но мы должны показать им свою гордость», – заявил президент Лукашенко, выступая перед белорусскими парламентариями.
США и Канада, в свою очередь, действовали в рамках санкций, принятых в отношении белорусских чиновников, виновных, по мнению Запада, в фальсификациях во время последних президентских выборов. Кроме того, недовольство американских властей вызвал сам факт пролета самолета именно на Кубу. «Есть определенный порядок, связанный с самолетами, направляющимися на Кубу и обратно┘ проблема больше связана с нашим законодательством в отношении Кубы», – сказал белорусским журналистам посол США в Минске Джордж Крол.
Свои поначалу жесткие намерения официальный Минск мог изменить как по причине их безболезненности для американских и канадских авиакомпаний, так и из-за своих возможных финансовых потерь, говорят сегодня в Минске. «Компаниям всего лишь придется согласовать новые маршруты полета, а на это требуется не более двух дней», – приводили ранее мнение экспертов белорусские СМИ. При этом, по их мнению, речь может идти о совершенно несущественном удлинении времени полета. Эксперты были единодушны в том, что «компании даже не почувствуют этого ограничения». Такое же мнение высказали представители немецкой авиакомпании «Люфтганза».
В то же время в определенной степени от введенных ограничений пострадает и сама Белоруссия. По оценке республиканского Госкомитета по авиации, ограничение транзитных полетов над территорией страны самолетов авиакомпаний США и Канады будет стоить Белоруссии около 200 тыс. долл. в год.
Минск