Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев не стали ссориться из-за нефти.
Фото REUTERS/ITAR-TASS/PRESIDENTIAL PRESS SERVICE
Президенты России и Казахстана окончательно определили судьбу нефтегазового месторождения «Курмангазы», расположенного на Северном Каспии. Согласно заявлению Нурсултана Назарбаева, сделанному им в субботу по окончании переговоров с Владимиром Путиным, с началом совместной разработки нового месторождения торговый оборот между двумя странами очень скоро удвоится – с 10 до 20 млрд. долл. в год.
По словам президента Казахстана, запасы нефти на этом месторождении составляют свыше 1 млрд. тонн, а добывать ее будет совместное казахстанско-российское предприятие, в котором каждой из сторон будет принадлежать по 50%. По такой же схеме стороны будут работать еще на двух каспийских месторождениях – «Хвалынском» и «Центральном». Все три нефтяные структуры относятся к спорным казахстанско-российским участкам шельфа Каспийского моря, разрабатывать которые на паритетных началах Россия и Казахстан договорились еще весной 2002 года.
Вопрос о том, кто будет вести разработку указанных месторождений с российской стороны, был решен 6 июля 2005 года, когда между компанией «РН Казахстан» (дочка «Роснефти») и Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана было подписано соглашение о разделе продукции. Тогда же глава «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что проект рассчитан на 55 лет и включает в себя 10 лет разведки и оценки месторождения, а также 45 лет добычи. В то время запасы «Курмангазы» Богданчиков оценил в 980 млн. тонн. Как видим, менее чем за год эта цифра выросла.
Впрочем, обе озвученные цифры запасов «Курмангазы» вызывают скепсис у экспертов. «Мне неизвестно, по какой методике и каким стандартам проводилась оценка запасов, но таких месторождений сегодня просто нет, – заявил начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. – Для сравнения, запасы таких месторождений, как Ванкор и Талакан в Восточной Сибири, составляют порядка 125 млн. тонн, и это уже очень высокий показатель. Но в любом случае «Курмангазы» можно отнести к крупнейшим». С подобным утверждением согласен и аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев: «То, что Курмангазы – одно из крупнейших месторождений, сомнений не вызывает. Но вот говорить о миллиарде тонн без результатов разведки и пробного бурения я бы не стал. Что касается выгодности проекта, то она тоже очевидна – даже если выяснится, что запасы окажутся раза в два меньше объявленных». Если запасы будут еще и извлекаемыми, то, по прикидкам Шеина, качать нефть с шельфа можно будет в течение 25–30 лет: «Максимальный пик добычи может составить 30–40 миллионов тонн ежегодно, так что это суперприбыльный проект».
Более точно ответить на вопрос о запасах можно будет уже через 1,5–2 месяца – когда закончатся начатые в середине апреля работы по бурению первой разведочной скважины.