В Белоруссии будет создан стабилизационный фонд, аналогичный существующему в России. Создается он для минимизации негативных последствий от повышения цен на энергоносители, сообщил журналистам первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко.
Правда, как уточнил вице-премьер, речь не идет о подготовке к обещанному «Газпромом» трехкратному повышению цен. Стабфонд понадобится, даже если цены вырастут на приемлемую для Белоруссии величину – на 11%. По аналогии с российским белорусский стабфонд будет наполняться за счет сверхприбыли госпредприятий. «Сегодня у нас есть высокорентабельные компании, собственниками которых является государство», – пояснил Семашко.
Вероятность того, что «Газпром» в итоге, как и обещает, увеличит цены втрое, в Минске по-прежнему отрицают, приводя все новые и новые аргументы. Напомним, ранее упор делался на союзные договоренности, нарушить которые Москва, по мнению Минска, не может по причине отсутствия повода. Теперь же там приводят уже более прагматичные аргументы. В случае трехкратного повышения для Белоруссии стоимости российского газа негативные последствия также ощутит на себе и российская экономика и промышленность, говорят в Минске. «Это ударит по российским предприятиям, которые имеют тесные связи с Белоруссией», – заявил вице-премьер Семашко, уточнив при этом, что около 8 тыс. российских субъектов хозяйствования сегодня интегрированы в белорусскую экономику.
Тем не менее есть все основания полагать, что на самом деле в Минске не так уж и уверены в благоприятном разрешении газовой проблемы. Семашко подтвердил ранее уже обсуждавшуюся в местных СМИ информацию: правительство Белоруссии действительно работает над «планом преодоления негативных для национальной экономики последствий ожидаемого с 2007 года масштабного роста цен на газ». Результаты этого исследования не разглашаются, хотя белорусские чиновники всячески стараются уверить, что серьезных проблем не будет. «Кризиса ждать не надо. Белорусское правительство делает все для поступательного движения вперед и выполнения параметров социально-экономического развития», – заявляет еще один вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков.
В то же время эксперты не так оптимистичны. По их мнению, даже рост цен на газ для Белоруссии в 2 раза увеличит расходы Белоруссии на 1 млрд. долл. В свою очередь, это приведет к снижению уровня рентабельности в промышленности в 2 раза (в январе–феврале 2006 года этот показатель составил 12,7%) или 30-процентному росту цен на конечную продукцию с последующим ростом инфляции до 25% в год (инфляция в прошлом году в Белоруссии составила 8%). Все это соответственно отразится на темпах экономического роста, доходах бюджета и доходах населения.
Чтобы белорусское экономическое чудо не рухнуло в одночасье, правительству необходимо «изыскать» дополнительно как минимум 1 млрд. долл. Эксперты обращают внимание на то, что теоретически в создаваемый стабфонд можно собрать такую сумму, поскольку общая прибыль белорусской экономики в прошлом году составила около 3 млрд. долл., 2 млрд. из них дала промышленность, почти целиком принадлежащая государству. Но теперь эти деньги придется забрать оттуда, куда они направлялись раньше, отмечают аналитики, то есть из социальной сферы Белоруссии. Аналитики в Минске подсчитали: если сопоставить объемы прибыли, которыми оперирует официальная статистика, с объемом растущей год от года задолженности, то окажется, что никакой прибыли нет вообще, а из этого следует, что не может быть и стабфонда на ее основе.
Минск