0
729
Газета СНГ Интернет-версия

17.05.2006 00:00:00

Закавказью не светит место в Евросоюзе

Тэги: закавказье, евросоюз, семнеби


– В чем особенность вашего мандата как спецпредставителя Евросоюза в Закавказье?

– Он охватывает все сферы деятельности Евросоюза и связанных с ним институтов в Закавказье. Моя задача – предложить политические цели Евросоюза в Закавказье и обеспечить соответствие им действий всех органов ЕС. В принципе это аналогично мандату моего предшественника с одной лишь особенностью – добавлено, что спецпредставитель должен «способствовать разрешению конфликтов» (или «внести вклад»), в то время как раньше предлагалось лишь «интересоваться» этой темой.

– Вы уже побывали в регионе. Каковы ваши впечатления?

– Я посетил страны Закавказья в составе большой делегации Евросоюза, а затем совершил отдельные поездки. Важнейшее наблюдение: все три страны движутся в разном направлении. Так, Грузия четко ориентируется на Евросоюз и Запад в целом. Армения отличается тем, что все еще находится под влиянием возникшей вокруг нее атмосферы изоляции со всеми вытекающими из этого ограничениями. Азербайджан придерживается достаточно сбалансированной политики в отношениях со своими партнерами и соседями.

Заметна возросшая уверенность азербайджанцев в себе, что связано с энергетическим бумом. Это также влияет на внешнюю политику Баку и его отношения с партнерами.

Все три страны сталкиваются с необходимостью укрепления своих государственных институтов и администрации. При этом Грузия и Армения имеют особые проблемы с «большими соседями», первая – с Россией, вторая – с Турцией.

– Какова, на ваш взгляд, перспектива разрешения замороженных конфликтов? И, наоборот, может ли случиться так, что они вновь станут горячими?

– Евросоюз считает, что эти конфликты невозможно разрешить без кропотливой работы по созданию доверия между общинами, большинством и меньшинством в конфликтных районах. Необходимо создать атмосферу доверия между странами и регионами и всех их – с большими соседями. Это невозможно и без обозначения их четкой перспективы – не только политической, но и экономической, то есть прорисовывания путей экономического развития и достижения благоденствия. Над всем этим, думается, должны работать и Евросоюз, и Россия, и страны региона, и все заинтересованные стороны.

Что касается опасности того, что конфликты разгорятся вновь, то ее нельзя полностью исключить, пока сами конфликты остаются нерешенными. Всегда есть риск эскалации.

– Иногда говорят о возможности направления в регион миротворцев Европейского союза и НАТО?

– Я не могу говорить о НАТО. Что касается Евросоюза, то в принципе такой вариант возможен, но это лишь одна из многих возможностей. Все зависит от воли сторон конфликта, от того, до чего они договорятся.

– Основываясь на вашем опыте работы на Балканах, какие общие черты и различия вы видите в обстановке в этих двух регионах?

– Сходства есть. Так, в обоих регионах наблюдается острая необходимость в перестройке общества, есть тяжелые последствия войны. Общая их черта – фрагментация общества. И еще одно: это малые страны с ограниченными возможностями и в то же время ищущие свою новую идентичность после СФРЮ балканские страны, после СССР – страны Закавказья. Оба региона являются стратегически важными.

Имеются и заметные различия. Самое первое – наличие у стран Закавказья «большого соседа» – России. Такого соседа нет на Балканах. Закавказье географически дальше от Евросоюза, и хотя ЕС предлагает странам региона углубленные отношения в рамках «европейской политики соседства», она не содержит перспективы членства в Евросоюзе.

Хотелось бы отметить, что перспектива приема в ЕС явилась для балканских стран сильной мотивацией в пользу проведения реформ. Надеюсь, что в Закавказье будет достаточно рычагов, чтобы подтолкнуть реформы и решение замороженных конфликтов, однако без указанного выше средства это более трудное дело.

Речь не идет о далекой перспективе, куда пока трудно заглянуть, однако нынешняя программа «европейской политики соседства» вступление этих стран в ЕС не предусматривает. Как известно, эта политика была сначала распространена на страны Средиземноморья, затем на Украину и Молдавию.

– Какие выгоды получат страны региона от «европейской политики соседства»?

– Ныне идет подготовка конкретных планов действий применительно к странам Закавказья. Эта работа будет завершена до конца нынешнего года. Пока можно лишь отметить, что в следующий финансовый период Евросоюза, охватывающий 2007–2013 годы, каждой из трех стран будет оказана помощь в размере нескольких сот миллионов евро.

– Насколько перспективна идея заключения Пакта стабильности в Закавказье?

– Этот вопрос обсуждался на слушаниях в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Надо отметить полезный опыт заключения подобного пакта на Балканах. Там, правда, этой договоренности способствовала открывшаяся перспектива вступления балканских стран в Евросоюз.

В Закавказье такая перспектива не просматривается, и добиться принятия такого документа труднее, хотя он мог бы быть полезным. Сейчас, в момент реализации «европейской политики соседства», это может быть не так актуально. И еще одно: надо определиться, является ли Закавказье естественным регионом или это часть более крупного Причерноморского региона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2522
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1707
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1327

Другие новости