Вслед за уже отбывающими в минских СИЗО «административные» (до 15 суток) сроки заключения лидерами новой объединенной оппозиции повестку в суд получил самый давний оппонент Александра Лукашенко, бывший спикер парламента республики, а ныне председатель Белорусской социал-демократической Громады Станислав Шушкевич. В суд он должен явиться сегодня и особых иллюзий относительно своей дальнейшей судьбы не питает. «В среду меня могут посадить, если, конечно, я появлюсь в Минске», – сказал Шушкевич «НГ» по телефону.
Дело в том, что сразу после первомайских манифестаций, за которые, собственно, Станиславу Шушкевичу и придется отвечать, последний из остающихся на свободе узнаваемых лидеров белорусской оппозиции выехал в Вильнюс. И теперь, «если дела в соседней Литве не задержат», он явится по повестке в срок либо «на день-два позже». Шушкевич утверждает, что цель властей – «изолировать те знаковые общественные фигуры, которые еще не за решеткой, а заодно и ликвидировать оппозиционные партии». «По большому счету меня пытаются наказать за то, что я обратился к собравшимся на первомайский митинг горожанам. Я же пришел в День солидарности на площадь, чтобы показать тем, кто находится за решеткой, что они не одиноки. Такая солидарность оказалась наказуемой». По утверждению Шушкевича, в ближайшее время все неугодные власти партии могут быть закрыты, причем по причине вроде бы совсем не политической. «Нам предложили в обязательном порядке обзавестись офисами, но их аренда стоит 8–10 тысяч евро в месяц, а у нас таких денег нет», – сказал он «НГ».
Напомним, что лидер объединенной оппозиции Александр Милинкевич, председатель белорусского Народного фронта Винцук Вячорка, глава запрещенной Партии труда Александр Белохвостов 26 апреля были приговорены судом к 15 суткам лишения свободы. Генсека Партии коммунистов Сергея Калякина арестовали на 14 суток. Всем предъявлено обвинение в организации несанкционированных митингов протеста и нарушении общественного порядка.
Коммунисты попали в одну компанию вместе с демократами не случайно. Дело в том, что, по словам того же Шушкевича, в Белоруссии есть две компартии – «приличная и неприличная». К первой Шушкевич относит последователей КПСС, а вторая, которой теперь из тюрьмы руководит Калякин, «по сути, является социал-демократической, но идущей под красными серпасто-молоткастыми знаменами». Как сказал «НГ» заместитель Калякина Валерий Ухналев, их партию в народе еще называют «нелюбимыми коммунистами» в отличие от «любимых», которым вместе с профсоюзами 1 мая официально разрешили шествия на всех центральных улицах и площадях белорусских городов. «Нелюбимых» вместе с оппозиционерами под руководством Шушкевича милицейские чины 1 мая направили на маленькую площадь на окраине Минска, носящую название Бангалор (из солидарности с индийским городом-побратимом). Все подходы к месту сбора протестантов заняли спецподразделения МВД Белоруссии. Над площадью развевались красные и бело-красные (времен Белорусской республики Шушкевича) флаги. Председатель объединенной Гражданской партии Анатолий Лебедько объяснил такое единство временным союзом. «Сегодня надо всем вместе построить демократическое белорусское государство, а когда эта цель будет достигнута, мы размежуемся, и каждый пойдет своим путем», – сказал Лебедько «НГ». Примечательно, но на первомайском митинге оппозиции на сей раз были только молодые люди (старшее поколение готовилось к отмечаемой 2 мая Радунице – дню поминовения усопших). Причем это были не примелькавшиеся, а совершенно новые лица.
Что же касается тех, кто День солидарности встретил за решеткой, то супруга Александра Милинкевича Инна Кулей сообщила собравшимся, что все они теперь сидят поодиночке. Хотя вначале их поместили в одну камеру. По мнению Кулей, тюремные начальники расселили руководителей оппозиционных партий, чтобы они сообща «не напланировали новых акций протеста».
Бывший спикер белорусского парламента Станислав Шушкевич (на снимке вверху) пока на свободе, но уже сегодня может разделить судьбу экс-кандидата в президенты Александра Милинкевича.<br>Фото Андрея Никольского (НГ-фото) и Reuters |