Александр Лебедев намерен дойти до Европейского суда.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В среду в Крыму, в поселке Новый Свет под Судаком, представители местной фирмы «АРМА» захватили санаторий-профилакторий «Полет», принадлежащий Российскому летно-исследовательскому институту им. Громова. Ранее права фирмы «АРМА» на этот объект, включенный в федеральный реестр российской собственности на Украине, подтвердил хозяйственный суд Симферополя. Протесты дирекции «Полета» пока ни к чему не привели.
Крымский инцидент стал очередным в череде скандалов, связанных с переделом собственности на Украине после оранжевой революции. Последний по времени и один из наиболее громких из них связан с вытеснением с украинского рынка бизнес-структур, близких к депутату Госдумы (координатору группы по связям с Верховной Радой Украины), президенту Национального инвестиционного совета и совладельцу Национальной резервной корпорации (НРК) Александру Лебедеву.
По данным открытых источников, на Украине НРК владеет 100% акций банка «НРБ-Украина», ЗАО «Пансионат «Море» (Алушта), контрольным пакетом акций «Европейского страхового альянса» и половиной пакета акций гостиницы «Украина» (Киев). Лебедев известен как бизнесмен, одним из первых поддержавший оранжевую революцию. По словам некоторых представителей предвыборного штаба Виктора Ющенко, именно в здании принадлежащего Лебедеву банка работали ближайшие помощники и советники нынешнего президента в период президентской предвыборной гонки. В тот момент даже украинские коммерческие структуры опасались иметь дела с оппозицией.
«Однако сразу после победы Ющенко те же люди, которые «гостили» у Лебедева, попытались отобрать у него приглянувшуюся собственность», – пояснил «НГ» на условиях анонимности один из бывших сотрудников предвыборного штаба, работающий теперь в партийных структурах Юлии Тимошенко. В Киеве широко распространены слухи, в которых упоминаются конкретные имена «захватчиков», однако публично ни один эксперт не назвал их. Причина такой осторожности, как пояснил источник «НГ», кроется в том, что отдельные представители президентского окружения как раз на примере Лебедева показали неразборчивость в средствах для достижения своих целей.
Скандал стал публичным только в конце марта, когда украинская милиция трое суток тайно держала под арестом одного из помощников Лебедева, гражданина РФ Владимира Ткача. Его обвинили в причастности к махинациям при продаже турпутевок на общую сумму в 30 тыс. долл. В инцидент вмешалось посольство РФ на Украине.
Лебедев назвал обвинения в адрес своего помощника «смехотворными» и прямо обвинил правоохранительные органы Украины в выполнении политического заказа. По его мнению, руководили операцией по нейтрализации Ткача те украинские бизнесмены в политике, которые уже год пытаются отобрать у российских инвесторов гостиницу «Украина» (которая, по иронии судьбы, является архитектурным акцентом широко известного майдана Независимости). Ткач выполняет роль главного консультанта НРК в этом вопросе.
История началась еще в октябре 2004 года, когда на Украине было создано ЗАО «Отель «Украина». Аффилированная с НРК компания внесла в уставной капитал СП 20 млн. долл., а взносом Фонда госимущества Украины стало здание гостиницы, построенной в 1961 году. Планировалось, что СП создаст на базе «Украины» пятизвездочный гостиничный комплекс. В тот момент НРК заявила о готовности вложить в проект (в зависимости от масштабов реконструкции) от 100 до 450 млн. долл. Однако в мае прошлого года прокуратура Киева неожиданно подала в суд иск о признании недействительными документов о создании ЗАО, после чего гостиница была экстренно внесена в перечень объектов, подлежащих приватизации.
За прошедший год по этому поводу состоялось 12 заседаний судов первой инстанции, но российские инвесторы так и не смогли добиться повышения юридического уровня рассмотрения дела. «За это время мы бы уже давно провели реконструкцию гостиницы, которая сегодня портит облик города. Новый поворот в развитии конфликта может засвидетельствовать, что в решении вопроса задействуются неправовые механизмы: Владимир Ткач был взят в качестве своего рода заложника», – сказал Лебедев во время недавней пресс-конференции, организованной при поддержке российского посольства в Киеве.
Российский депутат отметил: «Мне кажется, что со мной борется Главное управление делами президента Украины, потому что оно – инициатор судебных исков. Они привлекли Киевскую горадминистрацию, потом Верховную Раду, потом Кабинет министров... В принципе нет такого ведомства на Украине, которое не находилось бы с нами в судебных тяжбах по гостинице «Украина». Но мы в случае необходимости обратимся в Европейский суд».
Борьба за гостиницу в центре Киева сопровождается акцентированными проверками со стороны украинских контролирующих органов других объектов, принадлежащих НРК. Недавно стало известно, что владелец в знак протеста может закрыть на курортный сезон алуштинский аквапарк и «пансионат «Море», а также свернуть ряд других проектов на Украине. Об этом Лебедев поставил в известность секретаря украинского Совбеза Анатолия Кинаха и главу правительства Юрия Еханурова. Однако они никак не прокомментировали ситуацию. Президент Ющенко тоже оставил обращение российского депутата без ответа, хотя украинский лидер уже несколько раз специально проводил встречи с российскими инвесторами, чтобы гарантировать им благоприятный климат работы.
Украинские СМИ допускают, что отсутствие какой-либо реакции официальной власти (при том что президент и глава правительства неоднократно в течение последнего года вмешивались в крупные корпоративные скандалы) означает некий высочайший уровень влияния на Украине тех лиц, которые выступили против НРК. В качестве примера приводится ситуация с банком «НРБ-Украина», в которой противники Лебедева смогли привлечь на свою сторону даже украинский Нацбанк.
В марте стало известно, что широко анонсированная сделка по продаже «НРБ-Украина» российскому Сбербанку скорее всего не состоится. Ранее Сбербанк сообщил, что намерен приобрести «НРБ-Украина» для обслуживания своих корпоративных клиентов на Украине. Против выступил глава Национального банка Украины Владимир Стельмах, который считает опасной «экспансию на украинский рынок иностранных государственных банков». В недавнем интервью изданию «Банкир» он пояснил: «В отличие от коммерческих банков, для которых главное – получение прибыли, государственные банки могут решать иные задачи... В этой ситуации на экономику может влиять политика, поэтому в этой сфере, наверное, должны быть определенные ограничения».
Любопытно, что российский Внешторгбанк зимой без проблем и осложнений купил украинский банк «Мрия». Показательно, что в то время против сделки выступил президент Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко. Он заявил украинским информагентствам, что с покупкой «Мрии» «Россия получила возможность через Внешторгбанк оказывать дестабилизирующее влияние на украинские рынки». Однако Нацбанк не разделил это мнение. Некоторые сотрудники АУБ предполагают, что благосклонное отношение к одной сделке при жестком неприятии другой подобной объясняется влиятельностью реальных владельцев украинских банков. Так, «Мрия», по неофициальным данным сотрудников АУБ и украинских СМИ, до продажи контролировался бизнес-группой, близкой к Петру Порошенко, экс-секретарю укранского Совбеза, представителю ближайшего окружения Ющенко.
Любопытно, что именно Порошенко, по стечению обстоятельств, стал одним из основных фигурантов разгоревшегося в Киеве осенью коррупционного скандала. Украинская власть предпочла замять возникшую проблему, чтобы погасить сентябрьский политический кризис. Однако Госдума РФ, возможно, все же заставит Киев расследовать подробности коррупционных скандалов в рамках защиты прав российских инвесторов. В ближайшее время российские депутаты планируют рассмотреть обращение к правительству РФ «Об активизации украинско-российского экономического сотрудничества». Суть документа сводится к необходимости государственной поддержки и защиты интересов российского бизнеса на Украине.
Из досье «НГ»
НРК – финансово-промышленная группа, объединяющая около 100 компаний. Она владеет 97% акций Национального резервного банка, 100% акций банка «Воронеж», 36% акций «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), более 30% акций «Аэрофлота», около 1% «Газпрома». Корпорации принадлежат Национальная жилищная корпорация и Национальная ипотечная компания.
Киев