Иранский министр обороны Мустафа Мухаммед Неджар привык жестко излагать свою позицию.
Фото Reuters
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в конце апреля оказался на своеобразной внешнеполитической развилке Тегеран–Вашингтон–Москва. На фоне все более жестких заявлений Белого дома, который, судя по всему, готовит силовой вариант решения иранской ядерной проблемы, президенту Алиеву предстоит определиться, что для него важнее – сохранение добрососедских отношений с Ираном, а значит, и с Россией или набирающее силу стратегическое партнерство с США.
Официальный Тегеран изо всех сил пытается сузить круг потенциальных союзников США. Под жестким «иранским прессом» в последнее время оказался именно Азербайджан. Ирано-азербайджанские контакты активизировались не только по линии внешнеполитических ведомств двух стран, но и на президентском уровне. Так, сейчас в столицах двух стран готовят рабочий визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который 5–6 мая примет участие в бакинском саммите Организации экономического сотрудничества (ECO). До этого в Баку побывает глава МИД Ирана. А через пару месяцев в Азербайджан по приглашению Ильхама Алиева снова приедет Махмуд Ахмадинежад – на этот раз уже с официальным государственным визитом.
В этом же ряду и завершающийся сегодня официальный трехдневный визит в Азербайджан министра обороны Ирана Мустафы Мохаммеда Неджара. Он находился в Баку по приглашению главы Минобороны Азербайджана. Тегеран рассчитывал, что во время бакинских встреч иранский министр поймет, как поведет себя Баку в случае перевода противостояния с Западом и США в военную плоскость, и получит ответ на вопрос: присоединится ли Азербайджан к антииранской коалиции? Что касается руководства Азербайджана, то оно хотело заручиться гарантиями неприкосновенности для нефтяной инфраструктуры на Каспии в случае осложнения обстановки в регионе.
Мустафа Мохаммад Hеджар прибыл в Баку в среду вечером и уже в аэропорту заявил, что «ядерная программа Ирана направлена на мирные цели, и некоторые государства, желающие представить ее в качестве источника напряженности, не добьются своих целей».
В тот же день иранского коллегу принял министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев. В ходе встречи обе стороны подчеркнули, что придают большое значение сотрудничеству во всех сферах, в том числе в военной. Эта же тема на следующий день стала предметом интенсивных переговоров иранского министра с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, спикером парламента Октаем Асадовым, министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и другими официальными лицами.
По мнению политолога Зардушта Ализаде, вояж министра обороны Ирана в Азербайджан связан прежде всего с обеспокоенностью этой страны по поводу вероятности вхождения Азербайджана в антииранскую коалицию. В последнее время в западной прессе много пишется о том, что перед нанесением военного удара по Ирану США постараются вовлечь в антииранскую коалицию хотя бы одну мусульманскую страну. «Не исключено, что этой страной может стать Азербайджан», – сказал «НГ» Ализаде.
Однако официальный Баку напрочь отметает саму мысль о том, что может присоединиться к антииранской коалиции. Как заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов, между Тегераном и Баку существует договор о том, что в случае любой внешней угрозы территории обеих стран не будут использоваться друг против друга. Азербайджан не заинтересован в переводе проблемы урегулирования противостояния между Ираном и Западом в военную плоскость. Дело в том, что сегодня в Иране, в частности в северных районах этой страны, проживает, по некоторым данным, около 30 млн. этнических азербайджанцев. Естественно, что их участь не может не беспокоить Баку. Азербайджан с трудом решает проблему собственных беженцев и перемещенных лиц, поэтому перспектива получить новый поток переселенцев из Ирана его не устраивает. Азербайджан особо заинтересован в мирном урегулировании иранской проблемы. Именно в этом Ильхам Алиев постарается убедить американского президента Джорджа Буша в ходе официального визита в Вашингтон, который начнется 28 апреля.
Впрочем, надежд на то, что Буш в итоге услышит Алиева, немного. По мнению азербайджанского политолога Расима Бекирова, Вашингтон давно уже привык действовать, «не особо оглядываясь по сторонам». «Скорее всего Белый дом предложит Баку определиться, на чьей стороне Азербайджан. Ильхаму Алиеву придется выбирать не только между Ираном и США, но и учитывать позицию России, которая остается ключевым игроком в регионе. До сих пор Ильхаму Алиеву, как и его отцу, удавалось проводить сбалансированную политику, учитывать интересы основных мировых игроков. Но, видимо, ядерная программа Ирана становится камнем преткновения не только во взаимоотношениях Тегерана с супердержавами, но и грозит вовлечь в этот водоворот соседние страны, в частности Азербайджан», – сказал «НГ» Расим Бекиров.
Тем не менее заведующий отделом международных связей администрации президента Новруз Мамедов считает предстоящий визит Алиева в США историческим. О том, как этот визит отразится на взаимоотношениях с другими стратегическими партнерами в регионе, в Баку сегодня предпочитают не говорить.
Баку-Москва