Александр Лукашенко согласится на создание Союзного государства России и Белоруссии лишь при условиии сохранения низких цен на российский газ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, после мартовских выборов не появлявшийся на публике почти месяц, вернулся к управлению страной. В конце прошлой недели он совершил свой первый после очередного избрания на пост главы государства выход в народ и сделал несколько громких заявлений. Примечательно, что поехал Лукашенко в западные районы страны, где у него традиционно меньше сторонников, чем на востоке и в центре республики. Наблюдатели подчеркивают неслучайность географического выбора главы белорусского государства: выбрав западное направление, Лукашенко тем самым еще раз продемонстрировал, кто в Белоруссии хозяин.
Формально поводом для поездки была названа предстоящая посевная. Довольный тем, как она идет, президент в очередной раз высказался по поводу правильности внедренной им модели государственного управления. «Время, когда президенту надо было бегать по полям и указывать, где и как сеять, закончилось. Но это не означает, что руководство страны не будет контролировать ситуацию, – сказал Лукашенко. И добавил: – В любом государстве существует необходимость жесткой руки, если мы хотим иметь результат. Другое дело, в каком объеме вмешиваться в эти процессы. Думаю, мы выработали оптимальный подход».
Заверив журналистов, что он пребывает в добром здравии и отсутствовал на публике только потому, что «просто тихо работал», Александр Лукашенко высказался по двум обсуждаемым в белорусском обществе темам: трехкратному повышению цены на российский газ и визовых санкций Евросоюза в отношении белорусских чиновников. Говоря о газовой проблеме, Лукашенко уверил электорат в том, что скачкообразного повышения цен на российский газ не будет и разговоры об этом «по меньшей мере выглядят смешно». По его словам, переговорный процесс по этому вопросу должен завершиться в сентябре. Причем, подчеркнул Лукашенко, ни о каком трехкратном повышении речь не идет. «Для нас цена на газ должна быть такая, как в России. Должны быть равные условия. Если это не равные условия – о каком союзном строительстве может идти речь? Я понимаю так: если в России на 11% вырастет цена на газ, она должна и у нас на 11% вырасти», – сказал президент.
Если же дело все-таки дойдет до повышения цены, объяснил он, то только потому, что «плохая» Россия хочет нажиться на бедных белорусах. «Если уж Россия, получив какие-то дивиденды от повышения цены на газ для Беларуси, решит все свои внутренние проблемы, ради бога, пусть за счет белорусов попытается решить», – с обидой заметил он. Тема повышения цены на газ в Белоруссии обсуждается в одной связке с темой предвыборных обещаний Александра Лукашенко России. Белорусские эксперты предполагают, что за поддержку, которую накануне, во время и после выборов Россия оказывала официальному Минску, Лукашенко должен рассчитаться, как минимум, трубой – создать СП по транспортировке газа на базе белорусского «Белтрансгаза» на приемлемых для России условиях, как максимум – потерей суверенитета. «Мне не предлагали пойти на какие-то уступки в союзном строительстве и не шантажировали ценой на газ. Я поклялся: мы будем создавать союз с Россией, но в состав другого государства входить не намерены», – опроверг президент Лукашенко предположения экспертов.
Весомость своего заявления Лукашенко подтвердил фразой, смысл которой сводится к тому, что в Белоруссии «ничего без президента не делалось и не делается».
Минск