Официальный Минск готовит ответные меры на решение Евросоюза запретить въезд в страны ЕС трем десяткам белорусских чиновников плюс президенту Александру Лукашенко. В Брюсселе такой шаг мотивировали тем, что состоявшиеся в этой стране 19 марта президентские выборы были «нечестными». «Белоруссия готовит адекватные меры, и в соответствии с международной практикой они затронут соответствующий список лиц», – заявил накануне журналистам начальник Управления информации, пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Попов. Он обвинил Вашингтон и Брюссель «в неспособности к восприятию ясно выраженной воли белорусского народа» во время недавних президентских выборов, на которых безоговорочную победу одержал действующий глава государства Александр Лукашенко. «Отвечать запретами на волю народа – значит, отвергать право граждан Белоруссии жить по своему, а не по чужому усмотрению», – сказал пресс-секретарь белорусского МИДа.
В самом Минске сейчас гадают: кто окажется в аналогичном белорусском «черном списке» для Европы? Поскольку белорусский перечень «невъездных» возглавляет сам Лукашенко, то имеются основания предположить, что Белоруссия запретит въезд на свою территорию главам всех 25 государств, входящих в ЕС, высшим должностным лицам Евросоюза, отвечающим за внешнюю политику. Белорусский политолог Андрей Федоров, комментируя для «НГ» эту ситуацию, предположил, что список невъездных в Белоруссию возглавит Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Кроме него в список войдет глава Еврокомиссии Мануэл Баррозу, министр иностранных дел председательствующей в ЕС Австрии Урсула Плассник. «Едва ли принцип количественной паритетности будет соблюден до конца, и в белорусский перечень скорее всего войдут главы всех стран ЕС», – считает политолог. – Это было бы смешно, так как никто из этих людей Белоруссию не посещал и даже не высказывал таких намерений».
А вот с лидерами соседних стран, активно критиковавшими белорусские власти за мартовские выборы, в Минске разберутся обязательно. Об этом, собственно, сказал и сам президент Лукашенко в своей инаугурационной речи. В частности, речь может идти о Польше, отношения с которой у официального Минска более чем напряженные. На сегодняшний день в Белоруссии нет польского посла, а белорусский посол в Польше также отозван в Минск для консультаций. В целом, по мнению белорусских аналитиков, запрет для лидеров ЕС въезжать в Белоруссию – не более чем символический жест.
Впрочем, как серьезную меру воздействия едва ли стоит рассматривать и визовые санкции в отношении белорусских чиновников. «До последнего времени эти люди и так ни в какие страны ЕС не выезжали, поэтому никакого влияния на внутриполитическую ситуацию в Белоруссии расширение списка не окажет», – считает политолог Андрей Федоров. «Поскольку список ЕС остается открытым, то предпринятые Брюсселем шаги стоит рассматривать, во-первых, как предупреждение для других белорусских чиновников, а во-вторых, как намек на то, что в дальнейшем могут быть приняты и иные санкции», – полагает он.
Причем даже в Белоруссии многие высказывают мнение, что принятые ЕС визовые санкции слишком мягкие. «Это не мера, а полумера. Европа не решилась адекватно отреагировать на преступные действия режима, свидетелем которых стал весь мир. Думаю, что сегодня необходимы меры другого характера. Речь должна идти уже не об ограничении поездок представителей режима, а о международном суде над ними»,– считает бывший заместитель министра иностранных дел Белоруссии Андрей Санников.
О необходимости и вероятности дальнейшего расширения списка говорит и лидер оппозиции, экс-кандидат на пост президента Белоруссии Александр Милинкевич. «В списке должны быть сотни людей, хотя заслуживают этого тысячи», – сказал Милинкевич на пресс-конференции, посвященной принятому ЕС решению. – Мы должны тщательно готовить списки, а в ЕС их будут утверждать. Я уверен в этом», – заявил он. При этом Милинкевич считает такую меру эффективной: «Я знаю, как болезненно чиновники это воспринимают».
Среди тех, кто уже успел прореагировать на появление своей фамилии в списке невъездных, некоторая болезненность восприятия присутствует лишь у секретаря белорусского ЦИКа Николая Лозовика, который назвал такие шаги ЕС «дебилизмом». В целом же реакция чиновников соответствует генеральной линии, изложенной в заявлении белорусского МИДа: «Действия подобного рода в отношении Белоруссии недальновидны и бесперспективны».
Минск