В Корее Исламу Каримову (слева) оказали самый теплый прием.
Фото Reuters
Узбекистан и Южная Корея отныне братья навек. На днях президенты Узбекистана Ислам Каримов и Южной Кореи Ро Му Хен подписали стратегический договор между двумя странами. Узбекский лидер назвал это событие историческим и заявил, что «в лице Южной Кореи мы обрели не просто стратегического партнера, а опору, которая позволит решать вопросы не только двусторонних отношений».
Каримов напомнил, что в республике уже создано и действует 138 совместных узбекско-корейских предприятий, в том числе автозавод «UzDaewoo». Тем не менее стратегический договор предусматривает развитие отношений в политической, экономической, гуманитарной и научной сферах. Уже в ближайшее время Южная Корея намерена инвестировать в Узбекистан 1,8 млрд. долларов.
По словам пресс-секретаря президента Южной Кореи Ким Ман-су, Корея намерена подписать соглашения по вопросам совместной добычи на территории Узбекистана золота, цинка и урана. Но большинство договоров будут касаться проектов в нефтегазовой и нефтехимической отраслях. Как сообщает корейская «Korea Herald», Корейская национальная нефтяная корпорация (KNOC) получила эксклюзивное право на разработку и добычу нефти и газа на двух узбекских месторождениях Чуст-Пап и Наманган-Терачи в Ферганской долине.
Подобные договоры Узбекистан подписал с рядом других азиатских стран. В ноябре прошлого года был подписан «беспрецедентный» договор о союзничестве между Ташкентом и Москвой. Параллельно Ислам Каримов делает ставку и на расширение связей с Китаем, которое позволит ему уравновесить возросшее влияние Москвы. Кроме того, узбекский лидер ищет поддержки в Казахстане и в других, менее значимых странах Центральной Азии.
Такой разворот на восток стал явным следствием экономического бойкота, объявленного Узбекистану Западом после событий в Андижане. На днях к этому бойкоту присоединился и Всемирный банк (ВБ). Глава представительства этой организации в Ташкенте Мартин Райзер заявил, что ВБ прекратит предоставлять новые займы Узбекистану. Райзер дал понять, что банк не уверен в целевом использовании средств.
В правительстве Узбекистана трагедии из этого не делают, заявляя, что Ташкент всегда может получить льготные кредиты от России и Китая. В подтверждение совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил новую стратегию финансового сотрудничества с правительством Узбекистана. Как говорится в официальном сообщении представительства АБР, программа, рассчитанная на 2006–2008 годы, будет способствовать сокращению бедных слоев населения. Стратегия предусматривает выделение 100 млн. долларов в год в течение трех лет, а также по 2 млн. долларов в виде грантов технической помощи.
А после того, как Ташкент предписал Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) покинуть страну, Ислам Каримов заявил, что Узбекистан поддержит кандидатуру министра иностранных дел и внешней торговли Кореи Пан Ги Мун на пост генерального секретаря ООН.
Таким образом, избавляясь от западного влияния, Узбекистан меняет тактику в пользу региональных лидеров. Причем гарантии неприкосновенности своей власти Ислам Каримов постарается найти и в Москве, и в Пекине, и в Сеуле, и в Астане.