В Тбилиси планируют решить проблему Южной Осетии без участия российских военных.
Фото Reuters
Главным итогом завершившегося вечером во вторник во Владикавказе заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта стала договоренность о создании новой рабочей группы из представителей Грузии, Южной Осетии, РФ и Северной Осетии по выработке совместной мирной программы. Как сообщил журналистам сопредседатель СКК от цхинвальской стороны Борис Чочиев, в течение ближайших 20 дней каждая из сторон переговорного процесса представит своих кандидатов в состав рабочей группы. По информации Чочиева, в совместной программе найдут отражение «вопросы и миротворцев, и демилитаризации, и экономический блок вопросов».
Как весьма успешное и даже «в определенном смысле переломное» оценил прошедшее во Владикавказе заседание СКК и сопредседатель от грузинской стороны, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Он сообщил «НГ», что следующая встреча в формате СКК пройдет в конце апреля в Цхинвали, и выразил надежду, что возобновленная работа по мирному решению проблемы Южной Осетии «приведет к конкретным результатам». При этом он отметил существование сил, препятствующих работе СКК. По его мнению, эти же силы будут мешать задействованию разработанного грузинским парламентом закона о реституции, программы демилитаризации региона и его экономическому возрождению. О существовании «темных сил» говорил и сопредседатель с североосетинской стороны Теймураз Кусов. «Если б их не было, СКК давно нашла бы пути урегулирования и о нас уже говорили бы в прошлом времени», – заявил он и подтвердил, что по целому ряду вопросов, по которым ранее не удавалось договориться, достигнут компромисс.
Однако на этом благостные мотивы в оценках прошедшего заседания закончились. Самое серьезное противоречие, которое, очевидно, еще долго будет таковым оставаться – российский миротворческий контингент. Во Владикавказе в очередной раз выявились разночтения ситуации в зоне конфликта. То, что предложил генерал Марат Кулахметов, радикально отличается от видения положения дел грузинской стороной, и частично даже осетинской. По словам Георгия Хаиндравы, чтобы продолжить диалог, а не зацикливаться на препирательствах, грузинская сторона в письменном виде представила свои соображения участникам встречи и выразила надежду в скором времени получить письменные же ответы. «Суть нашей позиции по этому вопросу состоит в том, чтобы, согласно московскому меморандуму от 1996 года, осуществление миротворческой операции было передано силам МВД», – заявил Хаиндрава «НГ».
Россия, Северная Осетия и представители Цхинвали категорически не приемлют такую постановку вопроса. «Россияне покинут зону конфликта, если такое решение будет совместным. А парламент Грузии... не может решать эти вопросы», – считают в делегации Южной Осетии.
Тем не менее с юридических позиций Тбилиси вполне может принять одностороннее решение о выводе миротворцев. «Практически же механизмы и сроки вывода миротворцев должны быть определены президентами России и Грузии. Но их встреча не в обозримом будущем даже не планируется», – сказал «НГ» ведущий эксперт Кавказского института мира, развития демократии Паата Закареишвили. А потому, по его прогнозам, российские «голубые каски» будут оставаться в регионе неопределенно долго.
Иначе видит ситуацию президент Грузии Михаил Саакашвили. «Не хочу опережать события, но, наверное, в 2008 году мы будем членами НАТО и к этому времени «цхинвальский вопрос», конечно же, будет решен, – заявил Саакашвили в Тбилиси журналистам. – К этому времени, надеюсь, нормально будет решен и вопрос с Абхазией».
Тбилиси