0
1396
Газета СНГ Интернет-версия

29.03.2006 00:00:00

Без квот

Тэги: аршба, миграция, закон


аршба, миграция, закон Отари Аршба: 'Это настоящий прорыв, шаг к исторической справедливости'.
Фото Сергея Крестова

-Отари Ионович, насколько законодательные изменения по правовому положению иностранцев в России учитывают предложения, звучавшие в публичной дискуссии по этой теме?

– Не просто учтены все пожелания – по сути, изменения поворачивают Россию лицом к гражданам стран СНГ, до сих пор приравнивавшимся ко всем прочим иностранцам. Большинство из тех, кто едет к нам из бывших союзных республик на постоянное жительство и за работой, – так называемые русскоязычные соотечественники, то есть люди, признающие русскую культуру, язык и уклад родными, готовые жить по-русски. У России же перед ними моральный и исторический долг, юридически закрепленный в законе о соотечественниках, в котором Россия провозглашается правопреемницей СССР и Российской империи в части выполнения обязательств перед гражданами.

Мы делаем шаг к восстановлению исторической справедливости, позволяя соотечественникам упрощенно получать разрешение на временное проживание. Пресловутые квоты на него канут в Лету. Ведь из-за невозможности попасть в них люди годами оставались у нас нелегалами, каждые три месяца вынуждены были пересекать границу для получения новой миграционной карты либо униженно соглашаться на любой годичный трудовой контракт. Многие, отчаявшись, покупали «левые» регистрации, гарантирующие только одно – в случае «прокола» навсегда перечеркнуть мечту о российском гражданстве. Чтобы попасть в квоты, нужна была постоянная регистрация, а ее, в свою очередь, давали лишь при получении разрешения на временное проживание. И в этом заколдованном круге соотечественники крутились годами.

Теперь все будет иначе. Написав заявление, предоставив миграционную карту, удостоверение личности, квитанцию об оплате пошлины, а позже – справку о здоровье и уведомление о постановке на налоговый учет, человек максимум через два месяца получает разрешение на временное проживание. А это – право в течение года легально жить в России, самостоятельно искать работу и трудиться без бюрократических разрешений и гнета работодателя. Иными словами, возможность легализоваться для миллионов мигрантов, которые считают себя русскими и приехали к нам как на родину в надежде, что она их приютит и решит их дальнейшую судьбу. Новый порядок равносилен широкой амнистии, поскольку получить разрешение сможет каждый, а не только те, кто попадает в различные поправки и исключения к закону о гражданстве.

– Ну а если я не русскоязычный из Казахстана или Молдавии и не собираюсь перебираться в Россию, а лишь – временно здесь поработать?

– И для таких получить разрешение на труд станет проще. Во-первых, теперь его можно получать самому, а не через работодателя, что исключает прежнюю зависимость от него работника. Да и самому работодателю при найме работников с таким «пластиком» не потребуется былого разрешения на использование рабочей силы. То есть отпала необходимость в такой бюрократической ступени, как органы труда и занятости, согласования с которыми требовали уйму времени, а реального влияния на регулирование рынка труда никакого не оказывали. Фактически теперь работник в десятидневный срок получает разрешение на труд только на основании удостоверения личности и миграционной карты. Это настоящий прорыв! В будущем же порядок еще больше упростится – карта будет давать право не только на пребывание, но и на работу в России, то есть разрешения на трудоустройство вовсе не потребуется. Это положит конец использованию бесправных нелегалов. Не секрет, что многие работодатели используют полную зависимость от себя таких работников, обрекают их на жуткие жилье и питание, на отсутствие всякой медицинской помощи. У 80% приезжих нет письменного договора с работодателями, им месяцами не выплачивают зарплату, устанавливают ненормированный рабочий день. Каждый третий человек, приехавший в Москву в поисках работы, подвергается психологическому или сексуальному насилию. Самое страшное, что при этом никто из них не обращается к правоохранителям из-за страха самим как нелегалам попасть за решетку.

Теперь же из страны господ и рабов мы через принятие поправок превратимся в страну свободного рынка труда, где спрос и предложение будут отражать реальное положение дел. Сейчас найм за копейки нелегалов сбивает цены на рынке труда: разница в зарплатах между ними и легальными работниками – в десятки раз. Уравнявшись же в правах, они будут претендовать на те же зарплаты. Значит, установится здоровая конкуренция, и работодатели предпочтут наших работников как более социализированных и квалифицированных, да еще и без бытовых проблем.

– Тем не менее такой инструмент регулирования рынка труда как квоты остается┘

– Да, но в ином качестве. Отныне утверждать их станут на федеральном уровне – всякая местная самодеятельность исключается. Тщательный анализ, расчет и прогнозирование позволят превратить их в мощный инструмент учета реальных потребностей экономики в рабочей силе из стран СНГ. Я бы даже не называл это квотами – это разнарядки, учитывающие страну происхождения, профессию, специальность, квалификацию, иные экономические и социальные характеристики. Но главное новшество, которого нам удалось добиться, – то, что квалифицированные специалисты, трудоустраивающиеся по своей профессии, идут вне квот. Для них будет создан специальный федеральный перечень профессий. А это значит, что регионы получат врачей, учителей, инженеров, мастеров, которые сами в рамках региона будут искать себе подходящую работу. Поликлиникам, школам и предприятиям будет из кого выбирать, потому что сейчас немногие могут позволить себе заказать персонал в республиках СНГ на конкурсной основе.

Раньше все бились за разрешение на временное проживание, дающее право трудиться без контракта, искать и менять работу. Теперь даже соотечественники могут сразу не бросаться переезжать и оформлять разрешение на временное проживание. Найдя работу, можно будет, поработав год-другой, сменить ее, найти лучшую, выбрать место жительства и само жилье, устраивающее семью, а уже затем переезжать к нам с перспективой получения гражданства. Это и будет точечная «репатриация» соотечественников, которая осложнялась невозможностью получить разрешение на труд и попасть в квоты на временное проживание.

– Нововведения были сразу встречены в штыки думскими фракциями КПРФ и «Родина», Движением против нелегальной миграции┘

– Рассмотрим их возражения по существу. Во-первых, заявление о том, что поправки фактически отменяют понятие нелегальной миграции, делая страну открытой для всех кому ни попадя, и тем самым Россия капитулирует как государство. Но ведь до сих пор у нас действовал жесткий, зато фактически не выполнимый режим, порождавший фантастическую коррупцию, превращая в нелегалов даже самых законопослушных приезжих. Теперь же у нас выполнимый режим, который снизит количество нелегалов в разы. Люди получат разрешение легально жить, работать, снимать жилье, ходить по улицам, не опасаясь милиции. Будут получать легальную зарплату, а значит, отчислять в бюджет огромные суммы, которые до этого шли на благо теневого бизнеса. Так что отказ от порочной практики нелегального завоза дешевых рабов говорит не о слабости государства, а о том, что оно наконец-то начинает проводить разумную миграционную политику.

Во-вторых, те, кто возражает против поправок, рисуют себе образ не законопослушного мигранта-соотечественника, а врага. В том, как они говорят о приезжих, звучат нотки высокомерного презрения, и все мигранты для них оказываются на одно лицо – не говорящие по-русски неграмотные таджики с мешками, которые уже в силу своей дремучести не в состоянии оформить какие-то документы. Зачем, дескать, им разрешение на временное проживание и труд? Но к нам потому такие и едут, что для квалифицированных и образованных соотечественников у нас созданы непреодолимые бюрократические препоны. Специалисты не ехали именно из-за нежелания унижаться, проходить немыслимые мытарства. Теперь же, после поправок, мы ожидаем радикальное изменение структуры миграции, рост числа образованных и квалифицированных русскоязычных работников.

Противники поправок также обвиняют мигрантов в том, что они организуют моноэтнический бизнес, живут замкнутыми анклавами и, набрав силу, начинают претендовать на главенство в местных управленческих структурах, предъявлять собственные национальные права. Но такие тенденции никакими законами не пресечь, тут нужна кропотливая работа местных властей, милиции, самого общества. А вот неконтролируемый поток нелегалов, который мы пока имеем, как раз и способствует моноэтническим формированиям. Человек же, вольный сам получить регистрацию и работу, не будет зависеть от требований диаспоры и от роли, которая ему там отводится.

Вообще же в ответ на все вопли о нашествии темных орд приезжих на Русь-матушку хочется спросить: почему вы решили, что именно коренные национальности республик ринутся к нам? Они не делали этого раньше, до драконовского Закона «О гражданстве», не будут делать это и впредь. Те, для кого открывают путь новые поправки, – русскоязычные соотечественники, которые десятилетиями не могут вернуться в Россию из-за бюрократических препон. Все интернет-чаты переполнены радостными сообщениями от русских по поводу поправок: «Наконец-то я смогу перевезти в Россию свою семью и детей! Это правильный закон!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1370
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
870
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
617
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
859

Другие новости