Несмотря на резкое обострение отношений между Москвой и Тбилиси и неясность судьбы российских «голубых касок» в Южной Осетии, правительство завершило разработку плана вывода российского воинского контингента из Грузии. На прошлой неделе подготовленный Минобороны РФ и согласованный с Тбилиси проект соглашения о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) после одобрения кабинетом министров лег на стол Владимиру Путину.
Однако реализация предусмотренных соглашением договоренностей все-таки может затормозиться. «Владимир Путин пока не будет утверждать документы по нашим военным базам в Грузии», – заявил «НГ», ссылаясь на свои источники в Кремле, бывший заместитель командующего Группы российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
Российско-грузинское соглашение определяет сроки и регламент функционирования ГРВЗ, а также позволяет сделать прогнозы относительно российской внешней политики в Закавказье на ближайшие годы. Казалось бы, этот документ демонстрирует, что политика эта предсказуема и вполне соответствует тем обязательствам, которые приняла Россия перед мировым сообществом по демилитаризации Южного Кавказа. Но пауза в одобрении этого соглашения, которую может, как утверждает генерал Неткачев, взять Кремль, обусловлена тем, что «в российских военных кругах стало известно, что Саакашвили разработал некий план, согласно которому сразу после возможного подписания соглашения по выводу российских военных баз из Грузии Тбилиси начинает боевые действия в Южной Осетии».
Информацию о приторможенном одобрении российско-грузинского соглашения в пресс-службе президента комментировать отказались, посоветовав обратиться в МИД РФ. Как заявил корреспонденту «НГ» директор четвертого департамента стран СНГ МИД России Андрей Келин, он «ничего не знает о таких планах» и надеется, что президент страны Владимир Путин утвердит одобренные правительством документы. «По крайней мере, по-моему, здесь нет никаких препятствий», – считает Андрей Келин.
По его словам, изначально предполагалось, что подготовленные Минобороны соглашения о выводе российских военных баз с территории Грузии будут подписывать не главы государств, а на «техническом уровне кто-то из членов правительства». Скорее всего это могут быть министры обороны двух стран, считает Келин. По его словам, если не будет осложнений в отношениях с Грузией, документы о выводе баз подпишут уже в течение месяца. «Уже составлен график вывода баз, и российская и грузинская сторона заинтересованы в его соблюдении», – заявил представитель МИДа.
Андрей Келин отказался рассматривать и увязывать вопрос вывода российских войск с последними недружественными шагами грузинских властей по отношению к российским миротворцам в Южной Осетии. Но одновременно он заявил, что наша сторона рассматривает различные, в том числе и силовые сценарии развития событий в этой зоне конфликта, но это никак не связано со стремлением России подписать документы по выводу военных баз из Грузии.
В свою очередь, советник председателя Совета Федерации, бывший первый заместитель начальника Генштаба (1996–2001 гг.) генерал-полковник Валерий Манилов считает, что в нынешнем переговорном процессе с Тбилиси «нельзя сбрасывать со счетов агрессивные устремления грузинского руководства по отношению к Южной Осетии». «Если действительно существуют планы военной интервенции туда, мы всеми дипломатическими мерами (в том числе и приостановкой подготовки соглашения о выводе наших баз из Грузии) должны помешать этому процессу», – считает Манилов.
«Косвенное подтверждение этих планов (силового решения ситуации в Южной Осетии. – «НГ») мы наблюдаем постоянно, – утверждает генерал-лейтенант Неткачев. – По сути, сейчас грузинские военные проводят в регионе рекогносцировку, намечая конкретные пути выдвижения батальонов, в том числе для этого используется и плановая ротация национального миротворческого контингента. Грузия в несколько раз увеличила бюджетные расходы на военные нужды. В марте 2006 года заканчивается дополнительный призыв резервистов, проживающих в непосредственной близости к границам Южной Осетии. В Гори из Тбилиси переведен военный госпиталь. Из Ирака начата ротация грузинских командос, которые прошли «обкатку боем» в составе 22-й легкой пехотной бригады армии США. Все эти силы могут быть задействованы для ввода в Цхинвали», – считает Неткачев.