Напряжение на границе Украины и Приднестровья, возникшее после решения украинских властей направлять все приднестровские грузы для оформления на молдавскую таможню, растет. Если в начале недели лидер непризнанной республики Игорь Смирнов заявлял, что, перекрыв экспорт, Украина посадила Приднестровье на «иглу импорта», то с четверга, по данным из Тирасполя, украинские таможенники перекрыли и поток импортных товаров. Как пояснили «НГ» в пресс-службе президента Приднестровья, большую часть импорта составляют мясомолочные продукты с Украины, оттуда же поступает 100% сахара. Речь идет, без преувеличения, о настоящей блокаде республики.
Вчера работа таможенных пунктов на границе между Украиной и Приднестровьем по-прежнему была блокирована толпами людей, протестующих против введения Украиной новых таможенных правил. Движение через украинский таможенный пункт Платоново полностью остановлено. Демонстранты с палатками и водители скопившихся на границе грузовиков с приднестровскими грузами стоят здесь с 3 марта, когда Украина начала блокаду. «Мы не занимаемся своей работой, а лишь следим за порядком, чтобы не было нежелательных эксцессов», – сетует начальник Дубоссарской таможни и подразделения таможенного комитета Приднестровья Игорь Мазур. По его словам, «люди обозлены, можно ожидать чего угодно».
Вчера же украинские СМИ сообщили, что конфликт на украинско-приднестровской границе будут решать специальные комиссии из Киева и Тирасполя, о создании которых договорились президенты двух стран Виктор Ющенко и Игорь Смирнов. Но факт такой договоренности в пресс-службе президента Смирнова «НГ» не подтвердили. По словам пресс-секретаря президента Аллы Гребенюк, после телефонного разговора с Виктором Ющенко у приднестровского лидера сложилось ощущение, что президент Украины плохо проинформирован подчиненными о событиях на границе. Смирнов напомнил своему украинскому коллеге о меморандуме от 1997 года, в котором определено право Приднестровья самостоятельно проводить внешнеэкономическую деятельность.
Сейчас все надежды на снятие блокады в Тирасполе связывают с Россией. В начале недели Приднестровье по поручению Путина посетила межправительственная российская группа во главе с послом по особым поручениям МИДа Валерием Кеняйкиным. По словам Кеняйкина, в субботу группа представит президенту Владимиру Путину доклад о реальной ситуации в республике. Российский представитель подтвердил, что Украина нарушила Меморандум 1997 года. По словам Аллы Гребенюк, в Тирасполе Кеняйкин пообещал, что российская сторона своих соотечественников и граждан, которых в Приднестровье около 100 тысяч, в беде не бросит.
О каких конкретно мерах идет речь, Кеняйкин не сказал, но заметил, что для этого России совершенно необязательно иметь общие границы с Приднестровьем и что у Москвы есть большой арсенал политических, экономических и международно-правовых инструментов. Речь идет об инструментах воздействия на сторону, которая создала кризисную ситуацию, то есть на Украину. Гребенюк также сообщила, что Киев выступил с инициативой проведения встречи Ющенко и Смирнова и, по всей вероятности, в ближайшее время встреча состоится.
Сейчас в Приднестровье царит гнетущее ожидание. На грани остановки бюджетообразующие предприятия республики – тираспольских хлопчатобумажный комбинат «Тератекс», Молдавский металлургический завод, многие другие предприятия, связанные в том числе с рынками России. Убытки приднестровская сторона еще только подсчитывает, но, по предварительным данным правительства республики, речь идет не менее чем о 10 млн. долл. в месяц. Если блокада не будет снята, все предприятия будут остановлены, работников распустят в неоплачиваемые отпуска, прекратятся выплаты зарплат бюджетникам, пенсий, стипендий и пособий.
Российские эксперты оценивают ситуацию неоднозначно. «Действия Украины можно объяснить в первую очередь усилившимся давлением со стороны ЕС и США, – говорит ведущий научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии Института экономики РАН Лидия Косикова. – В прошлом году Украина и Молдавия стали выполнять «планы действий» с ЕС. В рамках этого плана в конце прошлого года в Приднестровье появились наблюдатели от ЕС и США, на молдавско-украинской границе была открыта мониторинговая миссия ЕС. По сути, речь идет о выдавливании России из процесса урегулирования конфликта. Запад однозначно на стороне Молдавии, а Украина, провозгласившая сближение с Европой, – на стороне Запада. Хотя и себе во вред: блокада Приднестровья уже наносит экономический ущерб Одесской и некоторым другим областям страны, что может отразиться на итогах парламентских выборов». По мнению Лидии Косиковой, недавнюю отмену Конгрессом США поправки Джексона–Вэника для Украины можно считать поощрением внешней политики Киева – в том числе и в отношении Тирасполя.
Глава московского Центра политической информации Алексей Мухин называет блокаду Приднестровья «глобальной ошибкой украинского руководства». По его словам, Украина и Молдавия создали условия для гуманитарной катастрофы в регионе, и это дает России повод применить против этих стран экономические санкции, подобные недавнему запрету на ввоз ряда украинских товаров. «Ситуация в Приднестровье находится под пристальным вниманием Москвы в свете возможного в скором времени признания международной правосубъектности Косово, – сказал эксперт. – Если это случится, это даст России прецедент для признания самопровозглашенных республик на территории бывшего СССР. Москва не может отделаться дежурными фразами в отношении приднестровской блокады еще и потому, что это повлечет наступление на ее интересы в СНГ по всем направлениям».