Пошел отсчет времени, данного парламентом Грузии на вывод российских миротворцев из Южной Осетии. По данным «НГ», случиться это может летом текущего года, когда грузинские депутаты могут принять постановление о выводе российских миротворцев из другой мятежной автономии – Абхазии. В Тбилиси прекрасно понимают: начать широко анонсированное президентом Саакашвили возвращение в Сухуми невозможно без успехов в Цхинвали.
Михаил Саакашвили заверяет, что силового давления на российских миротворцев в зоне конфликта не будет. Но заявления экспансивного грузинского лидера крайне противоречивы, и полагаться на них трудно. «Мы пользуемся полной поддержкой Евросоюза, ОБСЕ, Сената и правительства США, – сказал он на недавнем заседании Совета нацбезопасности Грузии. – Мы точно знаем, что делать, и доведем до конца все, что запланировали. Если это кому-то не нравится, то, как говорится, собака лает – караван идет. Наш караван уже далеко ушел и дойдет до конца».
Сроков реализации парламентского постановления в Тбилиси официально не называют. «Говорить, что российские миротворцы обязательно уйдут из Южной Осетии летом или осенью нынешнего года, нет оснований, – сказал «НГ» грузинский госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. – Мы никаких сроков не устанавливали». Хаиндрава напомнил, что парламент Грузии поручил правительству республики разработать механизмы пересмотра Дагомысского соглашения и интернационализации миротворческого процесса в Южной Осетии. «Когда это поручение будет реально выполнено, сказать трудно, – сказал Хаиндрава «НГ». – В самом постановлении заложены большие возможности для маневра, многое будет зависеть от переговорного процесса между Тбилиси и Москвой».
Об отсутствии временных рамок говорит и председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили. «Когда исполнительная власть определится с процедурой реализации нашего постановления, это уже зависит не от депутатов, – сказал он «НГ». – Но мы понимаем сложность поставленной задачи, учитываем противодействие наших партнеров по переговорам, их отказ от каких-либо контактов с нашими представителями, а потому никого не торопим».
Эксперты сходятся во мнении, что президент Грузии добивается прямых переговоров с Владимиром Путиным. «Миротворцы находятся в Южной Осетии по Дагомысскому соглашению, принятому президентами Ельциным и Шеварднадзе, поэтому будет закономерно, если и вопросы их вывода Саакашвили хочет решить на президентском уровне, с Путиным», – сказал «НГ» аналитик Кавказского института мира и развития демократии Паата Закареишвили.
Однако в Москве воздерживаются от прямого диалога с Саакашвили, а командование российских миротворцев в Южной Осетии заявляет, что российские солдаты не намерены покидать регион. Но постановление парламента Грузии в любом случае влечет замену российских солдат на воинские контингенты третьих стран. Мина замедленного действия может взорваться в любой момент – в зависимости от международной политической конъюнктуры. Много времени для этого не потребуется: достаточно, чтобы документ своей подписью утвердил президент Саакашвили.
Как сообщала «НГ», недавно один из ястребов в грузинском правительстве, влиятельный министр обороны Ираклий Окруашвили публично пообещал встретить новый, 2007-й год в Цхинвали. А выполнить это обещание в присутствии российских миротворцев практически невозможно.
Вчера в парламенте Грузии зазвучали призывы потребовать от России возмещения экономического урона за годы конфликта в Абхазии и Южной Осетии. Определили и сумму компенсации – 15 млрд. долл. Впрочем, это не окончательная цена: Тбилиси готов затребовать и больше.