Власти Грузии уже наметили первую жертву в жестком споре с Москвой о дальнейшей судьбе российских миротворцев в Южной Осетии. Официальный Тбилиси обвинил командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ), генерал-майора Российской армии Марата Кулахметова в самоуправстве, сознательном искажении реальной обстановки в зоне грузино-южноосетинского конфликта и чрезмерном увлечении политикой и требует его замены. «Мы намерены поставить вопрос о смене командующего ССПМ. Начав делать политические заявления, генерал Кулахметов поставил точку на своей карьере. Это означает, что будет принято решение о его отзыве с нынешнего поста», – заявил «НГ» государственный министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава.
Недовольство грузинских властей вызвали заявления Кулахметова о том, что Тбилиси не вправе в одностороннем порядке решать вопросы вывода миротворцев, что российские военные «будут защищать своих сограждан», коими является большинство населения Южной Осетии, и т.д. Негодование Тбилиси вызвало и решение генерала Кулахметова перебросить к грузинским селам региона тяжелую военную технику. По словам госминистра Хаиндравы, это не было согласовано ни с кем, в том числе и с сопредседателем Смешанной контрольной комиссии по поддержанию мира (СКК) с южноосетинской стороны Борисом Чочиевым. И, наконец, последней каплей стало сообщение командования миротворцев о том, что грузинская сторона на прошлой неделе якобы ввела в зону конфликта дополнительно около 250 своих военнослужащих и тем самым, мол, нарушила паритет и ведет открытую подготовку к вооруженному вторжению в регион. «Это была наглая ложь. Наше предложение приехать в село Эредви и убедиться воочию, что там никого нет, Кулахметов проигнорировал», – заявил «НГ» Хаиндрава. Недовольство Тбилиси вызвали и озвученные генералом-миротворцем оценки инцидента с задержанием грузинской полицией троих российских офицеров, прибывших в зону конфликта не то что без виз, но и вовсе без загранпаспортов.
Карьера генерал-майора Марата Кулахметова в зоне грузино-осетинского конфликта во многом повторяет историю его предшественника Святослава Набздорова, два года назад смещенного с должности командующего ССПМ. Тогда Минобороны РФ тоже поначалу позволяло себе резкие ответные эскапады. Но когда требование Тбилиси назначить нового командующего приобрело принципиальный характер, руководство российских Сухопутных войск выполнило его без каких-то препирательств.
Не намерены в Тбилиси смягчать свои требования и сейчас, и изгнание одного отдельно взятого генерала может стать первым шагом к полному выводу российских миротворцев из зоны конфликта. Вопрос о целесообразности (точнее – о нецелесообразности) их дальнейшего пребывания в Южной Осетии парламент Грузии планирует обсудить на пленарном заседании 15 февраля. Жесткость позиции официального Тбилиси в этом вопросе еще раз, теперь уже в Киеве, на заседании Совета межпарламентской ассамблеи СНГ, подтвердила спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Перед возвращением в Тбилиси она заявила, что российско-грузинские отношения дошли до «крайне тяжелой стадии» во многом из-за неурегулированности территориальных проблем Грузии, чему способствует невыполнение миротворцами их мандата.
«Парламент скорее всего примет решение о выводе миротворцев из Цхинвальского региона. Но последнее слово – за президентом Саакашвили, который, кстати, до сих пор по этому вопросу хранит молчание», – сказал «НГ» ведущий эксперт Кавказского института мира, развития демократии Паата Закареишвили. Между тем он считает, что бесконечно держать паузу Михаилу Саакашвили не удастся. Как известно, российские миротворцы были введены в Южную Осетию на основании соглашения, подписанного в Дагомысе в 1992 году президентами Эдуардом Шеварднадзе и Борисом Ельциным. «Таким образом, их вывод из зоны конфликта должен решаться опять-таки на уровне глав государств – на этот раз президентами Саакашвили и Путиным», – полагает грузинский политолог. Сложность в том, что встреча президентов Грузии и России пока даже не планируется.
Тбилиси