Нино Бурджанадзе не видит смысла в дальнейшем пребывании российских миротворцев в Южной Осетии.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели на расширенном заседании бюро парламента представил доклад с анализом деятельности российских миротворцев в Южной Осетии. Говорить о тональности документа источники в окружении премьера категорически отказывались, но было ясно, что ничего позитивного в докладе Ногаидели не будет: доклад готовился при участии не скрывающих негативного отношения к «голубым каскам» министерств внутренних дел и обороны.
Ход заседания бюро остался загадкой. Однако уже вечером спикер парламента объявила: принятие окончательного решения отложено на неделю. Но настрой депутатов остался прежним. «Пока никакого прогресса в деятельности миротворцев нет, и вряд ли положение изменится в лучшую сторону за оставшиеся до вынесения парламентского решения дни», – заявила вчера Нино Бурджанадзе. Выступая на международной межпарламентской конференции стран Балтии и Южного Кавказа, она высказала пожелание, чтобы «друзья с Запада объяснили России, что неурегулированность конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе не является преградой для вступления Грузии в НАТО».
Тем временем в Тбилиси зазвучали и более сдержанные оценки. В частности, как сказал на заседании бюро госминистр Георгий Хаиндрава, прежде чем принимать решение о выводе миротворцев, «мы должны знать, чем чревато это для нас». А премьер Ногаидели перед собственным докладом заявил, что вывод российских миротворцев «не является для Тбилиси самоцелью». Возможно, это лишь попытки сгладить эффект от угрозы председателя парламентского комитета Гиви Таргамадзе, не исключившего применение силы против российских миротворцев. Но аналитики не исключают, что смягчение тона грузинского руководства стало итогом состоявшихся накануне консультаций посла США в Тбилиси Джона Тефта с секретарем Совбеза Константином Кемуларией. Впрочем, это лишь догадки: в Совбезе на просьбу «НГ» раскрыть подробности встречи ответили отказом.
Как бы там ни было, развитие ситуации по миротворцам предсказуемо: на открывающейся 14 февраля весенней сессии парламент, очевидно, потребует начать процедуру их полного вывода из Грузии. «С Южной Осетией в этом смысле проще, – сказал «НГ» ведущий эксперт Кавказского института мира и развития демократии Паата Закареишвили. – Здесь миротворцы находятся по российско-грузинскому соглашению, которое Тбилиси спокойно может денонсировать. А вот для вывода миротворцев из Абхазии потребуется решение Совета глав государств СНГ. Но если Грузия выйдет из СНГ, то с юридических позиций вопрос вывода миротворцев из Абхазии решится автоматически».
Между тем и с Южной Осетией не все так просто. На вчерашней пресс-конференции в Москве глава этой непризнанной республики Эдуард Кокойты заявил, что в случае обострения ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта рассчитывает на поддержку извне. По его словам, в Цхинвали никогда не согласятся на вывод российских миротворцев. «В случае необходимости мы готовы обратиться к соседним республикам Северного Кавказа, многие из которых уже изъявили желание... оказать помощь и Южной Осетии, и Абхазии», – сказал Кокойты.
Тбилиси