За благонадежностью ученых Александр Лукашенко предпочитает следить лично.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Белорусская наука становится все более политизированной. На прошлой неделе, вручая ученым звания докторов наук и профессоров, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что стать их обладателями можно, только сверяя свои изыскания с курсом белорусского государства. «Мы ожидаем от вас не только новых успехов в своей профессиональной деятельности, но и активной гражданской позиции, тесной сопричастности к жизни нашего государства┘» – цитирует пресс-служба главы государства уже несколько смягченный вариант президентского напутствия. При этом Лукашенко нелестно отозвался о докторах и кандидатах, получивших титулы до того, как белорусская наука попала в подчинение к президенту: «Знаем мы, сколько стоили эти кандидатские и докторские!»
Ученых в Белоруссии делят на лояльных и отщепенцев третий год подряд. Причем фильтров для идейного просеивания этой немногочисленной, но авторитетной публики с каждым годом все больше. «Став доктором наук 10 лет назад, я никак не могу получить звание профессора, – поделился в беседе с «НГ» белорусский ученый, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. – В свое время, защитив докторскую, я через 4 месяца уже получал поздравления. Теперь мои коллеги мучаются неизвестностью год, а то и больше. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Белоруссии под лупой изучает ее идеологическое соответствие нынешнему курсу официального Минска».
Примеров торможения научных работ по причине их идеологической невыдержанности много. Среди нашумевших – прошлогодняя защита докторской главы оппозиционного Союза белорусских писателей Алеся Пашкевича. После возмущенного письма ветеранов президиум ВАК отказался засчитать докторскую диссертацию Пашкевича по теме «Концепция национального бытия в прозе белорусского зарубежья ХХ ст.», сославшись на то, что автор в ней возвеличил «фашистскую идеологию» и «занимается антинациональной деятельностью». Ситуация до боли напоминает историю Владимира Войновича после появления его романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Тогда, в конце 80-х, его тоже клеймили позором ветераны. Кстати, в прошлом году в Минске должен был состояться спектакль по Чонкину, но был запрещен – по просьбе ветеранов.
Курс на фильтрацию ученых Лукашенко взял в конце 2002 – начале 2003 гг., когда ВАК перестала контролировать процедуру прохождения научной работы и начал блюсти ее содержание. Помимо этого в конце 2004 года ВАК подготовил положение о присвоении ученых степеней, переполошившее всю научную общественность. Теперь звания могут лишить «за совершение проступков, не совместимых с педагогической деятельностью». В это широкое определение может попасть все что угодно. Например, преподавателям белорусских вузов запрещено высказывать в стенах института мнения, отличные от официальных.
На стадии проработки идея появления нового звания, которым сам Лукашенко будет наделять заслуживших высокое доверие ученых, – академический профессор. Они станут «опорными точками» государства в каждом из университетов, уточняет пресс-служба.
Фильтрация работ уже дала плоды. Из-за ужесточения требований в первой половине прошлого года не были утверждены более 11% докторских диссертаций. По данным самой ВАК, это превышает аналогичные показатели 2003 года в 2 раза.
Усилия председателя ВАК Александр Лукашенко оценил по достоинству. 19 января 2006 года физик Анатолий Рубинов назначен заместителем главы администрации президента. Теперь ученый будет курировать государственную идеологию вместо уволенного Олега Пролесковского – чиновник оказался недостаточно закаленным для идейной борьбы. А ВАК тем временем получила нового руководителя – им стал другой проверенный физик, профессор Анатолий Афанасьев. Назначил его на эту должность тоже, разумеется, лично Лукашенко.
Минск