Вчера после относительно успешного визита в Азербайджан вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов прибыл в Армению, где встретился с высшим военно-политическим руководством страны. Обсудив расширение военно-технического сотрудничества между Москвой и Ереваном, он проинспектировал дислоцированную в Армении 102-ю российскую военную базу. В тот же день вице-премьер принял участие в приемке новых объектов базы, которые армянская сторона в эти дни передает в аренду Минобороны РФ.
Как сообщил сопредседатель Межгосударственной российско-армянской комиссии, начальник Генштаба Вооруженных сил Армении генерал-полковник Михаил Арутюнян, документы о передаче российской военной базе во владение ряда новых земельных участков и недвижимого имущества был подписан в Ереване еще накануне Нового года. По словам армянского военачальника, в ходе работы комиссии разногласий у сторон не было «ни по каким вопросам».
Что именно за объекты передаются Минобороны РФ, пока не уточняется. Но бывший заместитель командующего Группы российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Юрий Неткачев сообщил «НГ», что речь идет о капитальных строениях военных гарнизонов, территориях парков боевых машин, пунктах технического обслуживания и т.п. «Они нужны российской группировке в Армении в связи с планируемым размещением на них вооружений и техники, которая в ближайшее время будет выведена с российской военной базы в грузинском Ахалкалаки, – сказал Неткачев.
– А также для улучшения жилищных условий военнослужащих ГРВЗ». Этой техники, по словам генерал-лейтенанта, «относительно немного, от 200 до 300 единиц».
По информации Юрия Неткачева, на 62-й российской военной базе в Ахалкалаки остались в составе танкового полка и танковых батальонов мотострелковых полков около 150 относительно современных для Закавказья танков Т-72, около 200 боевых машин пехоты и БТР, а также боекомплекты к ним, которые нецелесообразно вывозить в Россию. И в связи с этим, сообщил бывший зам. командующего ГРВЗ, правительство подготовило проект соглашения с Грузией «Об организации транзита воинских грузов и персонала через территорию Грузии в интересах 102-й РВБ на территорию Армении». Этот документ был обсужден вчера в правительстве РФ и в ближайшее время будет предложен грузинской стороне. Как заявлялось ранее, Тбилиси не возражает против передислокации российской боевой техники в Армению.
Новые военные городки и технические пункты Сергей Иванов вчера проинспектировал в первую очередь. По словам министра обороны РФ, на их территории выводимые из Грузии боевая техника и вооружения «будут доукомплектованы на 102-й военной базе до штата мирного времени, а также будут проведены разбраковка и утилизация вооружений, которые выслужили установленный срок».
По словам Иванова, выводимая из Грузии боевая техника не будет передана армянской стороне, хотя министр не скрывал, что обсуждал с военно-политическим руководством Армении «вопросы расширения военно-технического сотрудничества». Министр не уточнил, в какой конкретно сфере будет развиваться это сотрудничество. Хотя известно, что Москва на безвозмездной основе готовит для нужд армянской армии специалистов ПВО, летчиков, мотострелков, танкистов и специалистов других военных специальностей. Как заявлял ранее сам Иванов, с 1992 года в вузах Минобороны РФ прошли подготовку 1000 армянских офицеров. «Сейчас у нас учатся около 500 армянских военнослужащих», – заявил он. В открытой прессе мало данных о том, как вооружается армянская армия. Хотя известно, что в первую очередь она укрепляет авиацию и противовоздушную оборону. В прошлом году замминистра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян сообщил, что Армения приобрела десять новых истребителей «Су» российского производства. Он отказался раскрывать детали сделки, не сообщив, сколько его страна заплатила за самолеты. Нет официальной версии и о типе самолетов, а также где они были закуплены. Но генерал сказал, что самолеты «полностью готовы к выполнению боевого задания». «Армения по мере необходимости приобретает новую или обновляет имеющуюся военную технику», – добавил он.
Другая важная сфера в армянской армии – противовоздушная оборона. Россия и Армения осуществляют совместное боевое дежурство средствами ПВО, в том числе с использованием размещенных в Гюмри дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 и дислоцированной в Ереване авиационной группировки, состоящей из 18 самолетов МиГ-29. По мнению генерала Неткачева, в Армении идет обучение армянских военнослужащих на этой технике. Таким образом, модернизации армянской армии можно ожидать по всем направлениям военного строительства.
Общаясь с армянским руководством, Иванов уходил от острых разговоров на тему о газовых контрактах между Россией и Арменией. Поддержал своего коллегу в этом плане и министр обороны Армении Серж Саркисян. Он заявил о том, что ставить вопрос о пересмотре военного партнерства с Россией ввиду осложнений в отношениях двух стран на фоне газового вопроса преждевременно. По его словам, «повышение цены на российский газ, если даже таковое состоится, не может стать поводом для пересмотра договора о наличии в Армении российской военной базы». Касаясь контактов между Ереваном и Североатлантическим альянсом, армянский министр заявил, что «наше сотрудничество с НАТО в последние годы активизировалось, но не думаю, что эту тему следует затрагивать в связи с ситуацией с российским газом», – заявил Серж Саркисян.
Таким образом, Москва и Ереван укрепляют свое сотрудничество в военной сфере. Это происходит на фоне стремления России сохранить позитивные отношения с Азербайджаном, которому, как известно, очень не нравятся военные контакты Москвы и Еревана. Очевидно, не понравится Баку и факт расширения 102-й военной российской базы.