0
1035
Газета СНГ Интернет-версия

13.01.2006 00:00:00

Полностью виновен

Тэги: узбекистан, зайнабитдинов, суд, андижан


В Узбекистане возобновились слушания по делу «об антиконституционном мятеже» в Андижане. На этот раз проходит закрытый судебный процесс над узбекским правозащитником – председателем андижанского регионального общества защиты прав человека «Апелляция» Саиджахоном Зайнабитдиновым. Его обвиняют в «терроризме» и «распространении информации с целью посеять панику». Хотя родные подсудимого считают реальной причиной преследования его общение с иностранными дипломатами и журналистами в первые дни после мятежа 13 мая 2005 года.

Именно Зайнабитдинов первый сообщил западным информационным компаниям о жестоком подавлении властями митинга в Андижане и рассказал, что видел своими глазами, как грузили трупы в автобусы и военные грузовики. По его словам, там около 300 тел. Позже он заявлял, что общее число убитых может составить больше тысячи. Между тем, по официальным данным, в Андижане погибли 187 человек. Телеканалу НТВ Зайнабитдинов показывал найденные во дворе его дома после штурма гильзы от автоматов и крупнокалиберного пулемета.

Надо отметить, что Зайнабитдинов был адвокатом на громком процессе по делу 23 местных бизнесменов, принадлежащих к религиозной радикальной организации «Акромия». Видимо, это и послужило поводом для обвинения его в пособничестве террористам. Как раз после оглашения приговора бизнесменам и был поднят мятеж.

В своих интервью правозащитник говорил, что люди, вышедшие на городскую площадь, не выдвигали никаких политических требований: «Они просто доведены до отчаяния внутренней экономической политикой государства...»

Социально-экономическое положение в Узбекистане действительно не из лучших, но вывело людей на площадь вряд ли только это. В конце минувшего года в Московском центре Карнеги узбекский ученый исламовед Бахтиер Бабаджанов представил журналистам и экспертам видеокассету, где запечатлены первые часы андижанской трагедии. Этот фильм снимали сторонники религиозной организации «Акромия» для внутреннего отчета. В ходе следствия эта видеокассета попала в руки правоохранительных органов.

На площадь люди стали приходить ранним утром. Они были нарядно одеты, шли как на праздник. По одной из версий, им было обещано, что в Андижан приедет сам президент Каримов. Узбекское слово «тамоша» в переводе означает «зрелище». Именно на зрелище пришли жители Андижана, считает Бабаджанов. Но их ждала иная участь. По периметру хокимията (областного совета) стояли вооруженные люди, а площадь была взята в плотное кольцо. Мужчины и женщины в подчеркнуто религиозной одежде стояли плечом к плечу. Выйти из этого кольца обратно уже было нельзя. На площади выступали организаторы мятежа, рассказывая о произволе власти и призывая местных жителей присоединиться к мятежникам. Через несколько часов началась стрельба.

Бахтиер Бабаджанов беседовал со многими из тех, кто потерял в этой трагедии близких. Один случай поразил особенно, когда немолодой мужчина рассказал, что поехал на площадь на велосипеде с семилетним сыном. Пуля прошла сквозь ребенка, повредив колесо велосипеда. Отец оплакивал не столько сына, сколько велосипед: «Где же теперь колесо взять, таких уже не выпускают».

Правозащитник Зайнабитдинов был арестован через неделю после событий в Андижане. Долгое время о его судьбе ничего не было известно. Когда выяснилось, что он находится под следствием, международные правозащитные организации стали требовать его освобождения. Впрочем, на эти требования власти никак не реагируют до сих пор.

В минувшую среду начался закрытый суд над ним. К слушаниям не допускаются даже родственники узбекского правозащитника. Официальных комментариев по этому поводу пока нет. Представитель Генеральной прокуратуры Узбекистана отказался сообщить BBC News, где и когда начался процесс над Зайнабитдиновым. Известно лишь, что дело было передано в суд в декабре. О будущем вердикте суда можно только догадываться. Предыдущие обвиняемые, признавшие себя «полностью виновными», получили максимальные сроки.

Более сотни участников андижанских событий уже приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Кроме того, около 50 сотрудников правоохранительных органов были осуждены за неспособность предотвратить беспорядки. Десятки независимых журналистов и корреспондентов иностранных СМИ покинули страну, получив политическое убежище на Западе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
922
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1059
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
648
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
759

Другие новости