– Игорь Миронович, имела ли Верховная Рада конституционное право принимать решение об отставке правительства?
– Украина с 1 января стала парламентско-президентской республикой. Со всеми вытекающими последствиями. В частности, право формировать и отправлять в отставку Кабинет министров перешло к Верховной Раде.
– Но и у президента появилось больше оснований для роспуска Верховной Рады?
– В данный момент таких оснований нет. На мой взгляд, сейчас представителям разных ветвей власти крайне важно трезво оценить ситуацию и отказаться от идеи взаимных ультиматумов. Запугивания, угрозы роспуска парламента ни к чему не приведут. В этой войне не может быть победителей, но побежденной рискует стать Украина. Поэтому я считаю крайне важным, чтобы президент Ющенко и глава Верховной Рады Литвин – как две равновеликие фигуры в украинской политике – сели за стол переговоров и пришли к компромиссу.
– Если бы парламент не принял решение об отставке правительства, то политического кризиса вовсе не было бы?
– Я не стал бы драматизировать ситуацию. Отставка правительства – это нормальный политический процесс. Но если говорить о кризисе, то его причина кроется в другом. Правительство Еханурова слишком оторвалось от реалий жизни страны, фактически противопоставило себя парламенту, пошло по пути внедрения непрозрачных схем. Верховная Рада пошла навстречу правительству в вопросе принятия бюджета, хотя очевидно, что он требует серьезных корректив. Голосуя, парламент пытался смягчить ситуацию, не допустить бюджетного кризиса. Но всему есть предел. Когда правительство подписало абсолютно непрозрачное соглашение с Российской Федерацией относительно поставок газа, а некоторые министры демонстративно отказались отчитываться перед Верховной Радой – терпение кончилось.
– Как вы прокомментируете распространенное мнение, что российская сторона умышленно спровоцировала кризис на Украине, чтобы привести к власти удобных Москве политиков? Кстати, в последнее время в Киеве активно обсуждается вопрос, что Владимир Литвин фактически отобрал у Виктора Януковича роль «ставленника Москвы» на предстоящих выборах в Верховную Раду...
– Заявления о «руке Москвы» в украинском кризисе – это пустые предвыборные лозунги. На Украине вечно пытаются объяснить все беды происками внешних врагов. Владимир Литвин, если уж об этом зашла речь, выступал категорически против отставки правительства именно из опасений, что она дестабилизирует ситуацию в стране.
Россия имеет лишь косвенное отношение к отставке украинского правительства. В газовых соглашениях она защищает свои национальные интересы, а как же иначе? Другой вопрос, почему наши чиновники не пекутся о своих национальных интересах? Именно их действия стали причиной отставки.
Год назад Виктор Ющенко и его соратники клялись на Майдане вести честную и прозрачную политику, в том числе и экономическую. Сегодня же нам предлагают вариант соглашения по поставкам газа, на котором наживаются все – посредники («РосУкрЭнерго»), «Газпром», люди из окружения президента. Проигрывает только Украина. Возникает вопрос: кто у нас находится у власти – торгаши или патриоты? Почему не были услышаны и рассмотрены всерьез инициативы Путина относительно сохранения цен на газ в первом квартале 2006 года? Почему переговорный процесс с Россией не поручили настоящим профессионалам, которые уже не раз доказывали, что умеют договариваться и находить компромисс в самых сложных энергетических переговорах? Безответственные и непрофессиональные действия Кабинета министров Еханурова больно ударят по госбюджету, на грань упадка поставлены украинские химическая и металлургическая промышленность.
На самом деле нужно признать, что украинское правительство не подготовилось заранее к переводу экономики в новые условия, а вместо этого начало внедрять теневые схемы, которые в результате приведут к обогащению горстки газовых баронов и к падению уровня жизни рядовых граждан.
– Но ведь даже в России признают, что объявленное с 1 января повышение цен на газ объяснялось в том числе и политическими причинами.
– Многие наши политики не привыкли к тому, что и за независимость, и за свободу надо платить, и платить дорого. Долгое время старая цена за газ была своеобразной платой прежнего режима за то, что Украина находилась в фарватере российской политики. В декабре 2004 года мы заявили о своем намерении интегрироваться в Европу. Благое намерение. Но Россия из абсолютно прагматичных соображений сказала: «Пожалуйста, вот вам Европа, но вот вам и европейские цены». Что, это не понимали год назад? У нас не было времени подготовиться к переходу на новые цены?
– Как вы считаете, может ли кризис объединить оппонентов Виктора Ющенко и привести к созданию новой сильной оппозиции?
– На мой взгляд, ситуация будет урегулирована в рамках мирного сценария. Рада готова к диалогу с президентом, мы заинтересованы в конструктивных предложениях.
Киев