Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер считает, что ключ от двери в НАТО находится в Киеве.
Фото Reuters
Газовый конфликт между Москвой и Киевом способствует дополнительному сближению Украины с НАТО и усиливает позиции стран, выступающих за скорейшую интеграцию Киева в альянс. Реакция на энергокризис, имевшая место в США и ключевых европейских странах (членах НАТО), а также всплеск антироссийских эмоций в СМИ четко показали, на чьей стороне симпатии Запада в энергоспоре. На первый план в оценках вышла критика «имперских амбиций» Москвы и сомнения в надежности России как энергетического партнера. А последнее уже может рассматриваться в контексте энергетической безопасности, относящейся к приоритетам НАТО.
Как бы там ни было, в штаб-квартире Североатлантического союза обратили серьезное внимание на газовый конфликт Москвы и Киева, о чем сообщил «НГ» дипломатический источник в Брюсселе.
Примечательно, что Россия дала энергетический козырь Украине в условиях, когда ее членство в НАТО реально не стоит в повестке дня в отличие, скажем, от Албании, Македонии или Хорватии. Эти страны могут получить официальное приглашение если не в этом, то уж точно в 2008 году и, как показывает опыт других кандидатов, в течение двух лет стать полноправными членами организации. Что касается Киева, то он лишь несколько месяцев назад приступил к интенсивному диалогу с НАТО и в отличие от трех упомянутых стран пока не является подписантом Плана действий по подготовке к членству в НАТО. Реализация этого плана, занимающая обычно не менее четырех лет, является неизбежной процедурой для стран-претендентов.
Между тем нельзя исключать, что в случае с Украиной реализация Плана действий могла бы быть ускорена, ведь Киев пользуется особым статусом: уже ряд лет действует Совет Украина–НАТО. А предложение Киеву подписать План действий может прозвучать уже на ближайшем саммите НАТО, который состоится в ноябре. После этого присоединение Украины к альянсу станет практически необратимым, если на мартовских парламентских выборах не получат большинство пророссийские силы (что, в свою очередь, не прогнозируется).
Источник в НАТО заявил «НГ», что нынешний год станет крайне важным с точки зрения анализа отношений альянса со странами-претендентами, в том числе Украиной. При этом он подчеркнул готовность альянса «помогать» Киеву. Отвечая на днях на вопросы журналистов, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер не стал обозначать сроки вступления Украины в альянс (подобные оценки из уст руководителя организации не практикуются), однако сказал, что «ключ находится в Киеве». Под «ключом» же понимается прежде всего развитие политической ситуации в стране.
Февральское заседание министров обороны НАТО и последующие переговоры министров иностранных дел альянса покажут отношение 26 столиц к активизации дискуссий о расширении альянса за счет Украины, заявил источник «НГ». Таким образом, к ноябрьскому саммиту НАТО вполне может созреть до обсуждения политических вопросов, а не только проблем трансформации альянса, которым изначально предполагалось уделить основное внимание.
Решение о расширении всегда носит политический характер и зависит прежде всего от мнения ключевых стран: США, Великобритании, Германии и Франции. Известно, что большинство стран – членов НАТО выступают за усиление связей с Украиной. При этом у Киева немало лоббистов из числа восточноевропейских государств, играющих зачастую на «российской угрозе».
Ариэль Коэн, старший научный сотрудник по российским и евразийским исследованиям Heritage Foundation (Вашингтон) – близкого к республиканцам мозгового центра, считает, что дебаты на предмет членства Украины в НАТО будут зависеть прежде всего от развития политической ситуации в этой стране, в частности от парламентских выборов. Эксперт отмечает, что за присоединение к НАТО выступают меньшинство украинцев, при этом президент Ющенко обещал провести референдум о вступлении в альянс. По мнению Коэна, большинство украинцев жаждут скорее присоединения к Европейскому союзу, которое сулит экономические реформы и субсидии. Однако после провала референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах в 2005 году такая интеграция вряд ли на повестке дня.
Москва, кажется, не вполне оценила, что перед Киевом на длительное время закрылась «европейская перспектива». Объявленная Кремлем газовая война открыла перед Украиной дополнительные возможности в НАТО.