Российско-украинское столкновение в разгар новогоднего политического затишья удивило вдвойне. Главными сюрпризами стали его скоротечность и геополитические последствия. Соглашение, подписанное в Москве 4 января, позволило обеим сторонам отозваться о нем с удовлетворением, при этом ни одна из них не потеряло лицо.
Однако большинство комментаторов до сих пор задаются вопросом: кто же все-таки вышел победителем? Некоторые полагают, что Россия продемонстрировала карикатурный неоимпериализм, который не замедлит сказаться на международном имидже Москвы и подтолкнет ее партнеров к пересмотру своих энергетических отношений. Таким образом, последняя как будто подорвала доверие к себе.
Другие утверждают, что Украина вела себя неразумно, переоценив поддержку, оказываемую ей Западом, и дошла до предела возможностей своей «новой политики». Киев, таким образом, подчеркнул свою слабость. Такое толкование отбрасывает Москву и Киев назад в прошлое, к логике противостояния блоков. Тем не менее это не мешает спокойно и хладнокровно извлечь из происшедшего несколько уроков.
Энергетическая взаимозависимость
Этот кризис продемонстрировал, до какой степени понятие «энергетическая зависимость» воспринималось как одностороннее отношение поставщика к клиенту. На самом деле Россия, Украина и ЕС находятся в тесной зависимости друг от друга. Украинская экономика непосредственно зависит от поставок энергоносителей из Центральной Азии и России. Но и Россия зависит от Киева ввиду транзита российского газа через украинскую территорию на европейский рынок, являющийся ключевым пунктом стратегии развития «Газпрома». Для этого энергогиганта крайне важен доступ на платежеспособный еврорынок. Что касается Евросоюза, то четверть от импорта газа, который он закупает, приходится на Россию. Кроме того, ЕС остается незаменимым звеном в переговорах по вступлению в ВТО как для Москвы, так и для Киева. Иными словами, в контексте жестких ценовых трений ни одна из сторон не была заинтересована в затягивании кризиса.
Одноногая Россия
Прекратив поставки газа, Россия направила Киеву жесткий сигнал. Похоже, в Москве хотели, чтобы этот умелый локальный ход был замечен и другими ее партнерами (в том числе Китаем и Японией). Москва обозначила «энергетическую безопасность» как главную тему своего председательства в «большой восьмерке» (G-8) в этом году. И теперь она намерена предстать энергетическим центром (нефтяным и газовым) в глобальном масштабе, гораздо более стабильным полюсом, чем ОПЕК. При более внимательном рассмотрении этот тактический ход Москвы демонстрирует провал проектов по экономической интеграции с Украиной и подтверждает, что «Газпром» – это сердце и легкие нынешнего российского режима. Этот инструмент внутренней и внешней российской политики, на 51% контролируемый Кремлем, осуществляет поставки европейским энергетическим компаниям, пытаясь при этом еще и утвердиться на их национальных рынках. В то же время «Газпрому» необходимо добиваться доверия международных инвесторов (в плане прозрачности и эффективности своего управления и менеджмента) в преддверии либерализации рынка своих акций. Переплетение внешней и энергетической политики иллюстрирует двойственность России – влиятельной, но одноногой: ведь она пока так и не сумела использовать нефтедоллары для диверсификации своей экономики и изменения своих отношений с миром.
Украина в относительной изоляции
После оранжевой революции президент Виктор Ющенко сделал интеграцию Украины в евроатлантические структуры краеугольным камнем своей внешней политики, пытаясь сохранить при этом и хорошие отношения с Москвой. Он неоднократно подчеркивал стратегическое положение своей страны для транзита российского газа и приглашал (в частности, в ходе своего последнего визита во Францию) энергокомпании учредить международный консорциум, чтобы гарантировать поставки газа через Украину. В ходе этого кризиса Ющенко подтвердил желание быть независимым от Москвы. И сделал он это ценой личного политического капитала, которая очень высока в нынешнем предвыборном контексте. Кроме того, украинский президент пролил свет на трудности, с которыми сталкивается Украина при сближении с Европой.
Разговорами об интеграции Киев ставит ЕС в затруднительное положение. Ведь Евросоюз сейчас озабочен собственными внутренними проблемами и неразрешимым вопросом о вступлении в него Турции. Очевидно, что серьезное ухудшение российско-украинских отношений еще больше усложнит диалог между Киевом и ЕС.
Париж