«Газовый скандал» с Украиной заставил не только по-новому посмотреть на многие проблемы взаимоотношений России с соседями по постсоветскому пространству, но вообще всерьез задуматься о национальных интересах страны и способах их обеспечения.
Все мы понимаем, что у России, конечно, есть свои приоритеты. Но в чем конкретно они выражаются и как далеко мы можем пойти для их защиты?
Думаю, очень далеко. Но россияне в массе своей об этом даже не подозревают. Например, любому американцу ясно, в чем заключаются интересы США и как их надо защищать. Более того, каждый из них не без основания уверен, что основное для Америки – это защита прав простых американцев по всему миру. Знает, что на любое нарушение этих интересов США ответят такой суперадекватной акцией, что нарушителю мало не покажется.
К сожалению, у россиян отсутствует цельное представление о том, в чем же заключаются наши национальные приоритеты. То есть – чего же мы хотим добиться от ближайших и дальних соседей, на каких условиях согласны с ними сосуществовать, а что для нас неприемлемо и, самое главное, какое место среди этих глобальных задач отводится простому человеку.
Одна из причин, наверное, в том, что у нас исторически чуть ли не со времен татаро-монгольского ига защита национальных интересов и отстаивание прав простого человека никак не пересекались. Большая политика была делом государевым, свои же проблемы конкретный россиянин решал собственными силами. Другого выхода у него просто не было.
С тех пор много воды утекло. Прошли те времена, когда люди у нас считались «пушечным мясом» и «винтиками» и поступали с ними соответствующим образом. Россия все более активно и, главное, целенаправленно выступает в защиту интересов своих граждан. Более настойчивой и последовательной становится позиция МИДа в отношении, скажем, нарушения прав русскоязычных граждан в странах Балтии. В этом вопросе в поддержку усилиям МИДа выступает наш министр обороны, а сейчас еще и вице-премьер Сергей Иванов, который неоднократно обращал внимание своих коллег из НАТО и Минобороны США на «фетишизацию» в странах Балтии фашизма и на положение там с правами человека.
А это положение, прямо скажем, плачевное. В странах Балтии так называемые неграждане – это в подавляющем большинстве русскоговорящее население – низведены до уровня людей второго сорта. Список поражений в правах этих несчастных неграждан насчитывает более 60 позиций. Нельзя быть полицейским, судьей, адвокатом и нотариусом, пожарником, пограничником и много еще кем┘ Они не могут принимать участия в муниципальных выборах.
Чтобы получить статус гражданина, им надо сдать языковой экзамен. Вот представьте, если бы в России для получения гражданства требовалось бы знание русского. И не на уровне, скажем, объясниться в магазине или понять распоряжения прораба на стройке. А в объемах средней школы или даже института. Много бы русских, не говоря уже о приезжих азербайджанцах или молдаванах, выдержали бы такой экзамен?
Конечно, язык страны проживания знать необходимо. Ну а как прикажете относиться к требованию к претендентам на получение гражданства изучить историю Латвии по официальному учебнику, где о России не говорится иначе как об оккупанте, 50 лет тиранившем несчастную Прибалтику?
Сегодня защита прав россиян все чаще увязывается властью с национальными интересами страны. Но сам россиянин в этом еще не уверен. Ну, скажем, убежден ли сегодня среднестатистический Иванов, Петров, Сидоров, что государство станет грудью на его защиту, если с ним случится неприятность за границей? Вопрос, конечно, риторический.
Вот мы ликуем по поводу того, что наши моряки, которых мытарили в Нигерии, возвращаются на родину. Вроде все хорошо, мы победили. Но давайте задумаемся вот над чем. Когда у нас в полный голос заговорили о беде, постигшей соотечественников? Примерно полгода назад. А ребята ведь до того уже года полтора сидели в нигерийской кутузке.
И ведь что обидно – были и дипломатические усилия с нашей стороны, и переговоры велись. Но почему-то об этом у нас в стране не было широко известно. Не выработана еще привычка держать людей в курсе, советоваться, доверительно разговаривать с ними – словом, делать соучастниками политики, которая и должна проводиться исключительно в интересах сограждан.
Или те же страны Балтии. Могу предположить, что многие тамошние неграждане считают, что, если бы, скажем, Латвия не допускала столь неприкрыто-недружественных жестов в сторону России, наша страна гораздо лояльнее относилась бы к своим прибалтийским соседям. Даже несмотря на очевиднейшие нарушения прав соотечественников┘
Национальные приоритеты вовсе не обязательно каждодневно провозглашать с международных трибун. Но доказывать их делами необходимо постоянно. И при этом не забывать разъяснять, что эти приоритеты неразрывно связаны с интересами сограждан. Только так мы можем заставить всех считаться с нашими российскими интересами, а у собственного народа начнет возрождаться гордость за российскую государственность.