На этой неделе Виктор Ющенко впервые публично вмешался в конфликт вокруг скандально известного Никопольского завода ферросплавов (НЗФ). Он фактически поставил точку в давних подковерных интригах, целью которых был захват одного из крупнейших украинских предприятий конкурентами его нынешних владельцев.
Президент поручил генпрокурору Украины обеспечить передачу Фонду госимущества акций НЗФ. «Решением суда (Высшего хозяйственного суда Украины. – «НГ») предусмотрено, что акции этого предприятия должны быть переданы Фонду госимущества, – сказал Ющенко. – Это верховенство закона. Закон свое слово сказал». Он оставил без комментариев тот факт, что сейчас дело о приватизации НЗФ снова находится на рассмотрении высшей судебной инстанции страны – Верховного суда. Ранее он уже дважды выносил вердикт о законности продажи завода в 2003 году бизнес-структурам украинского олигарха Виктора Пинчука. Если суд в третий раз подтвердит свое решение, то государство лишится оснований требовать возвращения акций НЗФ в госсобственность.
Впрочем, Ющенко, судя по всему, не видит в этом проблемы, поскольку не ставит цель, как в случае с «Криворожсталью», срочно реприватизировать предприятие. Президент пояснил, что его не устраивает в первую очередь сложившаяся ситуация, когда государство не может ни проводить собрания акционеров НЗФ, ни каким-либо другим образом участвовать в управлении предприятием. Фактически Ющенко намекнул на безосновательность претензий давних конкурентов Пинчука, группы «Приват», на представление интересов государства в конфликте вокруг завода. Ранее «Приват» заявлял, что собрание акционеров с участием государства на НЗФ уже состоялось (согласно его решениям в руководство завода были введены представители названной бизнес-группы). Ющенко фактически опроверг эти заявления.
Более того, президент впервые косвенно подтвердил слухи о том, что отставка Юлии Тимошенко явилась не столько результатом сентябрьского политического кризиса, сколько следствием ситуации вокруг НЗФ. Он сказал: «Торговать этим заводом (как попытались это сделать несколько месяцев тому назад) через систему закулисных договоренностей от имени украинского правительства с некоторыми партнерами, я не допущу. За это понесет ответственность каждый, кто возьмется за такую «челночную» политику».
Напомним, в мае украинский премьер заявила о намерении отобрать завод у Пинчука. Претензии Тимошенко свелись к тому, что НЗФ был приватизирован с нарушением норм программы приватизации: его продажа состоялась менее чем через 75 дней после объявления о приватизационном конкурсе. Однако с юридической точки зрения позиция премьер-министра была изначально шаткой, поскольку украинский закон о приватизации определяет тот же срок в 30 дней.
На фоне политических заявлений Тимошенко бизнес-конкуренты Виктора Пинчука из группы «Приват» попытались осуществить силовой захват предприятия. Параллельно выяснилось, что регистр акций этого предприятия ведут сразу два регистратора. На этом основании конкуренты Пинчука попытались сменить менеджмент завода. К концу лета в Никополе начались массовые акции протеста против «Привата», рабочие готовились к пешему походу в Киев, и ситуация могла в любой момент выйти из-под контроля. В среде украинской власти стали циркулировать слухи о сговоре бывшего премьер-министра с лидером группы «Приват», олигархом Игорем Коломойским. И Тимошенко, и Коломойский опровергают эти слухи. Но информированные источники в окружении украинского президента утверждают, что именно подозрения в сговоре ради захвата НЗФ стали реальной причиной отставки Тимошенко с поста премьера.
Виктор Пинчук в опубликованной на днях в украинской газете «Зеркало недели» авторской статье отметил: «События уходящего года заставляют заподозрить: если кто-то начинает бороться с олигархией, значит, этому кому-то захотелось добавить пару-тройку процентов к своему рейтингу, а заодно, если получится, забрать пару-тройку хорошо работающих предприятий...» Он впервые признал своей ошибкой участие в приватизации «Криворожстали». Однако, говоря о других предприятиях, подчеркнул: «Мы, национальные капиталисты, создали самый эффективный сектор украинской экономики, превратив ее из несамоценного и однобокого куска советского народного хозяйства в экономику динамично развивающуюся, перспективную и инвестиционно привлекательную». Он напомнил, что в купленные убыточные предприятия были инвестированы миллионы долларов. И хотя Пинчук признал, что в каждом отдельном случае приватизации можно найти те или иные огрехи, но призвал власть не начинать передел собственности, который разрушит украинскую экономику.
И все же последние решения Виктора Ющенко по НЗФ продиктованы не воззванием Пинчука, а встречей президента с рабочими завода, которые ожидали его в среду у входа в здание, где проходила многочасовая пресс-конференция украинского лидера. Они требовали от власти не принимать незаконное решение о передаче предприятия «Привату». Ющенко пригласил представителей НЗФ в свой секретариат, где, по сообщениям украинских информагентств, пообещал взять скандальную ситуацию под личный контроль.
Вероятно, в ближайшее время вопрос о дальнейшей судьбе одного из крупнейших украинских предприятий решен не будет, поскольку украинская власть занята энергетическими проблемами. Однако действия Виктора Ющенко могут свидетельствовать о том, что он намерен уравнять в правах и равноудалить от власти всех олигархов.
Киев