Открытие обещанного Еврокомиссией независимого телеканала для Белоруссии откладывается на несколько месяцев. Проект, под который Евросоюз выделил 2 млн. евро, появится уже после окончания президентской гонки и никак не повлияет на исход выборов. Правда, организаторы тендера уверяют, что и не ставили перед собой такую цель, а планировали просто растить самосознание белорусов, «предоставляя им объективную информацию о событиях в мире и усиливая гражданский диалог в Белоруссии».
«Телерадиовещательное кольцо», которое Европа и США пообещали выстроить вокруг Белоруссии, должно было стать для местного населения источником объективной информации о стране и ее руководстве. Летом этого года радиостанция «Немецкая волна» выиграла первый тендер стоимостью 138 тыс. евро в год и уже в октябре начала транслировать 15-минутный журнал, посвященный жизни в Белоруссии. Второй тендер, объявленный Еврокомиссией в сентябре, предполагал финансирование в размере 2 млн. евро ежегодно. Уже в ноябре были отобраны четыре основных претендента – консорциумы, в которые входят медиакомпании Литвы, Польши, Латвии, Германии и России. Проект должен был стартовать 1 января 2006 года. Как стало известно на этой неделе, в лучшем случае в январе наступающего года будет назван лишь окончательный победитель конкурса, а само вещание может начаться только в мае. Если учесть, что выборы президента в Белоруссии назначены на март, понятно, что независимые СМИ вообще никак не смогут подключиться к избирательной кампании. Пресс-секретарь Еврокомиссии Эмма Адвин в интервью белорусской службе Радио «Свобода» подтвердила, что «есть некоторые задержки в процедурах, поэтому надо ожидать и задержки со стартом проекта». По ее словам, сейчас кандидаты и заказчик проекта обсуждают концепции и пути их реализации, а уж потом будет назван победитель.
Единый кандидат от белорусской оппозиции Александр Милинкевич в своем недавнем интервью «НГ» подчеркнул, что не делает ставки на западные СМИ, которые будут вещать на Белоруссию из-за границы. По его мнению, лучшим средством агитации являются ноги волонтеров, которые должны обойти каждую квартиру, и его собственные поездки по регионам, где он лично представит себя избирателям. Именно так Милинкевич и действует сейчас. Дело в том, что аудитория таких радиостанций, как «Свобода», «Немецкая волна», «Голос Америки» и других, крайне мала, и открытием новых медиапроектов ее явно не расширить. Основной электорат Лукашенко смотрит обычное эфирное телевидение, которое по всем каналам показывает лишь действующего президента, и читает государственные газеты, куда доступ оппозиционерам закрыт. «Мы должны найти новые подходы к этим людям, – считает Милинкевич. – Я думаю убедить их отдать голоса за меня можно единственным способом – применив личное общение».
Оппоненты Милинкевича возражают, что в Белоруссии сегодня 300 тыс. спутниковых «тарелок» и передачи по ним смотрит 17% населения, имеющего право голоса. Независимый спутниковый телеканал, который невозможно перекрыть глушилками КГБ, стал бы вполне эффективным средством для оппонентов Лукашенко. Кроме того, можно по более низким ценам ввезти в страну еще полмиллиона «тарелок» и снабдить ими хотя бы четверть населения. «Очень сложно понять, какие силы противоборствуют тому, чтобы Еврокомиссия приняла решение в срок, – говорит Владимир Новосяд, бывший депутат парламента Белоруссии, имеющий непосредственное отношение к участию в нынешнем тендере. – Сказать могу одно: под грант выделяются огромные деньги и получить их хотели бы многие компании, в том числе и белорусские». Но бизнес-конкуренция, по его словам, это одна сторона вопроса. Все участники тендера недовольны тем, что информацию об их участии сделали доступной для широкого круга лиц, из-за чего в дело вмешиваются и властные структуры разных государств. «По моим данным, сейчас Еврокомиссия прилагает просто титанические усилия к тому, чтобы этот проект не рассыпался на части вовсе», – сказал один из участников тендера.
Минск