Во вторник из Минска в свою вотчину вернулся губернатор Калининградской области Георгий Боос. Лейтмотив его встреч с президентом Лукашенко – Белоруссия помогает разомкнуть кольцо вокруг анклавного Калининграда, а тот даст Лукашенко дешевый выход к морю. Впрочем, Минск по-прежнему не решил, какой именно порт будет построен в Калининграде. Пока Лукашенко говорил, что «калининградцы и белорусы – это братья», весьма интересные предложения поступили от украинского порта Николаев, и в Минске была создана рабочая группа по их рассмотрению.
Сегодня на долю Калининградского порта приходится 2% от общего объема грузов, поставляемых Белоруссией. 59% из них она переваливает через латвийский Вентспилс, еще 21% уходит через Клайпеду (Литва) и 18% – через Николаев (Украина). В конце июня представители Минтранса Белоруссии заявили, что «по экономическим и техническим характеристикам порт Калининграда уступает Клайпеде и Вентспилсу». Правда, после встречи с Путиным в Завидове летом этого года Лукашенко обещал перенаправить грузопотоки на Калининград, чтобы улучшить жизнь местного населения. Затем в Минск приезжал экс-губернатор Калининграда Владимир Егоров и привез два предложения. Первое – стоимостью 80–120 млн. долл. – построить новый порт близ Балтийска и переваливать через него 8,2 млн. тонн различных грузов в год, включая нефтепродукты. Второе – стоимостью до 1 млн. долл. – модернизировать старый порт в Калининграде, что позволит отгружать лишь 1 млн. тонн калийных удобрений. Однако довезти тонну удобрений выгоднее до Клайпеды, чем до Калининграда. При том что расстояние до обоих пунктов почти одинаковое, разница в железнодорожных тарифах составляет 20%.
На этот раз в Минске губернатору Боосу удалось договориться, что правительства Белоруссии и России должны поставить вопрос перед правительством Литвы об уравнивании цен на тарифы по транзиту грузов. Как сказал «НГ» источник в правительстве, «пока этот вопрос не снимем, Лукашенко вряд ли примет решение о Калининградском порте». Тем временем Украина объявила о намерении на 75% снизить для Белоруссии ставки по канальным сборам при перевозке калийных удобрений в Николаевский морской порт. Как сообщила пресс-секретарь Минтранса Украины Ксения Пересторонина, в кратчайшие сроки будет организована встреча на уровне замминистров транспорта с целью организации перевозок белорусских внешнеторговых грузов через различные порты Украины.
После визита Боос пообещал довести объем перевалки белорусских грузов хотя бы до 1 млн. тонн в 2006 году. «Нам необходимо найти транспортные схемы, чтобы реализовать договоренности наших президентов».
Минск