Новые правила предусматривают изменения не только для белорусских автомобилистов, но и для пешеходов.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
В Белоруссии, похоже, не осталось ни одной сферы жизни, в которую еще не внедрился бы Александр Лукашенко. Так, вслед за Владимиром Путиным, который ужаснулся количеству жертв дорожно-транспортных происшествий в России, проблемами автомобилистов решил заняться и белорусский президент. Однако Лукашенко пошел дальше своего российского коллеги. Он не только потребовал улучшить обучение водителей, но пересмотрел все правила дорожного движения. С 1 января вся Белоруссия начнет ходить и ездить по новым правилам. При этом новые ПДД – совместный труд белорусского народа и лично Лукашенко. Год назад белорусский президент инициировал их обсуждение, а в конце ноября, учтя наиболее разумные предложения, утвердил их указом «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Одна из самых удачных правок – увеличить количество часов практического вождения для курсантов школ. Между тем наибольшую критику автовладельцев вызывает норма, по которой машину может остановить любой «силовик» – от лесника до кагэбэшника. При этом самая страшная угроза – лишиться машины вовсе за вождение в нетрезвом виде, кажется, миновала. Пока автомобиль конфисковывать не будут, а всего лишь подвергнут его пьяного хозяина крупному штрафу.
Министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов еще в начале текущего года инициировал наказание за разговоры по мобильнику и потребовал назначать штрафы не в соответствии с базовой величиной, а в зависимости от зарплаты владельца. Если штраф будет составлять 10–15–20% от дохода каждого нарушителя, наказание станет ощутимым и для бедного, и для богатого. До сих пор состоятельные бизнесмены могли безболезненно «оплачивать» свои проделки на дороге. «Нам обязательно надо ужесточить ответственность водителей за любое нарушение правил, так как транспортных средств становится все больше», – сказал Наумов. За вторичное в течение года составление протокола об управлении машиной в нетрезвом состоянии МВД предложило ее конфисковывать, затем продавать в сети магазинов конфиската и обращать выручку в доход государства. В качестве обоснования Наумов ссылался на европейские страны, в частности Польшу, где такие санкции уже активно обсуждаются. Однако для введения этой нормы надо внести правки в Уголовный и Административный кодексы Белоруссии, что потребует времени. «Я не могу вам сказать, ведется ли у нас такая работа, – сказал «НГ» глава пресс-службы белорусского МВД Виктор Новиков, оставив вопрос открытым. – Когда наши предложения поступят в парламент для внесения правок – у меня нет информации». Его коллега из ГАИ Анна Банадык пояснила, что в парламенте уже имеются предложения об увеличении штрафов за вождение в пьяном виде, а о конфискациях «пока все забыли». Тем не менее наши собеседники отмечают, что «нет никаких помех для внесения в парламент и нормы о конфискациях».
По старым правилам, остановить водителя на дороге имел возможность только инспектор ГАИ в соответствующей униформе. Лукашенко существенно расширил список, и сейчас водитель должен останавливаться «по требованию должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной охраны, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил, внутренних войск МВД, органов государственной безопасности, пограничных войск, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, а также Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Белоруссии». «Зачем это надо, я могу только догадываться, – сказал «НГ» минский автовладелец Игорь. – Имея возможность остановить водителя, каждый попытается изобрести причину и обвинить тебя в нарушении каких-нибудь подконтрольных ему правил. Я думаю, просто у должностных лиц появится больше возможностей в получении взяток от автовладельцев». Тормознуть водителя на белорусской дороге имеет право даже лесник, правда, он должен быть «в форменной одежде, в жилете повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным светоотражающим элементом». Кстати, производство светоотражающих элементов вскоре начнет белорусская промышленность: указ президента Белоруссии предписывает правительству «обеспечить организацию массового производства элементов, предназначенных для обозначения пешеходов», которые по новым правилам обязаны украшать себя в темное время суток специальными значками.
Многих автомобилистов затронет место в ПДД о том, что запрещено ездить с тонированным ветровым стеклом – последний срок устранения несоответствия нормам по тонировке – 1 апреля следующего года. Зато водители смогут пользоваться антирадарами: в новой редакции правил дорожного движения запрет на них снят. Довольны и те, кого раздражала беспорядочная езда маршруток – они теперь обязаны ездить только по специально выделенной для общественного транспорта полосе, а при ее отсутствии – по крайней правой. Перестраиваться можно только для объезда препятствия, поворота налево или разворота. Ряд положений в новых ПДД направлен на повышение безопасности пешеходов. Так, обгон с нового года будет запрещен не только на пешеходных переходах, но и «ближе чем за 50 метров перед ними».
Как говорят социологи, водители со стажем до одного года ежегодно совершают около 5% дорожно-транспортных происшествий, основной причиной которых являются недостаточные навыки практического вождения. Сами курсанты часто доплачивают за дополнительные уроки вождения, сдать без которых экзамен в ГАИ просто невозможно, своему инструктору «в карман». Лукашенко установил, что количество обязательной практички увеличится с 29 до 40 часов. Пропорционально вырастет и плата за обучение, но она будет фиксирована правительством и станет единой для всех автошкол Белоруссии – как государственных, которые преподают езду на «Жигулях» первой модели, так и в частных – экипированных «Фольксвагенами» и «Опелями». Единые программы подготовки водителей уже готовит Министерство транспорта Белоруссии и вносит туда такие новые главы, как «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», «Действия водителя при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов», «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля». Кроме того, число учащихся сегодня ограничено 25 курсантами в группе.
В Белоруссии никого не удивляет, что за правила дорожного движения взялся Лукашенко: он давно принимает решения даже в области медицины и идеологии, так что ПДД – это просто семечки. А началось все год назад, с его выступления перед парламентом, когда он одним мановением руки отменил правило ездить зимой в светлое время суток с включенными фарами. «В последний раз предупреждаю всех министров и чиновников от соблазна создавать свои законы для всей страны, как это сделали недавно в ГАИ: всем зажечь фары – и безопасность на дорогах будет обеспечена. Они не борются против пьянства на дорогах, против того, что практически идет торговля удостоверениями на право вождения автомобиля и за руль садится неизвестно кто. В Госавтоинспекции сегодня зажгли фары у каждого автомобиля и думают, что завтра мы снимем вопрос безопасности дорожного движения. Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять правила дорожного движения?» После этого в Белоруссии и началась кампания «пересмотра с учетом мнения специалистов, водителей, автолюбителей действующих правила дорожного движения».
═
Минск