Заявление министра иностранных дел России о поддержке грузинского плана урегулирования грузино-южноосетинского конфликта совпало с резким обострением ситуации в регионе и вызвало недоумение в Цхинвали. После заседания Совета министров иностранных дел стран – участниц ОБСЕ в Любляне, где оно прозвучало, российское внешнеполитическое ведомство поспешило сообщить о неправильном истолковании слов Лаврова. Российская сторона спешно созвала чрезвычайное заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта. Но и в Тбилиси, и в Цхинвали заявляют, что заседать смысла нет.
Как уже сообщала «НГ», южноосетинская делегация срочно выехала в Москву за объяснениями. Ее участники не скрывают эмоций. «Мы удивлены позицией Москвы, поскольку мы граждане России, – заявила нам Ирина Гаглоева, председатель комитета информации и печати Южной Осетии. – Лавров может подписывать различные соглашения, но он нам не указ. У нас есть собственное видение многих проблем. В Москве у нас запланирован ряд встреч, в ходе которых мы будем обсуждать эту проблему.
По словам Гаглоевой, к грузинскому плану мирного урегулирования в Цхинвали относятся резко отрицательно. «Это приведет только к эскалации конфликта. Этот план повлечет за собой желание разрешить вопрос силовым методом. Грузия прекрасно знает наше отношение ко всякого рода дурацким, непродуманным мирным инициативам. Они пытаются предстать в глазах мировой общественности благодетелями, но на самом деле это терроризм. Они перекрывают дороги, берут в заложники людей. Поставили на грань гуманитарной катастрофы отдаленные осетинские села. Наши позиции неизменны: мы строим независимое государство. Какое отношение могут к нам иметь мирные инициативы Грузии?»
Южноосетинский коллега Лаврова Мурат Джоев был более сдержан. «Мы не считаем, что Россия предала Южную Осетию, – заявил он вчера «НГ». – В заявлениях о признании территориальной целостности Грузии со стороны России для нас нет ничего нового. Мы рассматриваем их как подтверждение, что Россия выступает за мирные переговоры. Но последний план, который представляет грузинская сторона, так же далек от мирных намерений, как и предыдущие. Там исходной позицией является признание территориальной целостности Грузии и попытка определения статуса Южной Осетии в составе Грузии. Для нас это по-прежнему неприемлемо».
Главный дипломат непризнанной республики считает, что созывать чрезвычайное заседание СКК сейчас нет никакого смысла. «Встречи ради галочки никому не нужны», – заявил он.
Интересно, что такого же мнения придерживаются и в Тбилиси. Заместитель сопредседателя СКК от Грузии Георгия Хаиндравы Георгий Вольский удивлен, почему о чрезвычайном заседании СКК сообщает российский МИД: «Это прерогатива сопредседателей Смешанной комиссии, которые договариваются о взаимоприемлемом для всех времени заседания». По словам Вольского, заседание ради заседания они «проводить не намерены – надоело».
Между тем ситуация вокруг Цхинвали остается напряженной. Хотя и осетинские и грузинские заложники освобождены, грузинское население все еще блокирует Транскавказскую магистраль.
Российские граждане в Южной Осетии
По последней переписи, в Южной Осетии проживает около 80 тыс. жителей. Министр иностранных дел непризнанной республики Мурат Джоев подтвердил «НГ», что до 90% всего населения Южной Осетии имеют российское гражданство. «Эти граждане имеют полное право рассчитывать на защиту и покровительство государства, гражданами которого являются», – подчеркнул министр.