Вчера федеральный канцлер Ангела Меркель выступила в бундестаге с первым программным заявлением о целях и задачах своего правительства. Во всех главных положениях оно основывалось на коалиционном договоре большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. Но ее речь, длившаяся около часа, отнюдь не была лишь кратким изложением этого уже известного документа объемом в 190 страниц.
Программное заявление нового правительства традиционно относится к центральным событиям в политической жизни страны. Но сейчас внимание к нему несколько отвлечено тревогой и правительства, и общественности за судьбу своей соотечественницы Сюзанны Остхоф, захваченной в заложницы в Ираке. В Берлине создан кризисный штаб, который пытается найти пути к ее освобождению. Министр внутренних дел Вольфганг Шойбле подчеркнул, что захват Остхоф может быть террористическим предупреждением Германии в связи с ее участием в восстановлении Ирака.
Выступая в бундестаге, глава правительства обрисовала ситуацию в стране, основные направления внутренней и внешней политики. Она конкретизировала подходы к решению актуальных проблем, призывала промышленные круги к увеличению инвестиций для обеспечения экономического роста, отмечала необходимость особого внимания к таким сферам, как образование, инновации, семья. Огромный дефицит бюджета требует всемерной экономии, осуществления непопулярных мер, необходимость которых Меркель пыталась объяснить народу. Однако ее правительство едва ли может рассчитывать на удовлетворение людей тем, что НДС будет повышен до 19%, что отменяются разные дотации и налоговые послабления и т.д.
Что касается России, то Меркель назвала ее важным экономическим партнером и союзником в борьбе с международным терроризмом. «И, разумеется, Россия является страной, неотъемлемой для обеспечения политической стабильности в Европе», – добавила федеральный канцлер. По ее словам, Германия «особенно заинтересована в том, чтобы процесс модернизации в России завершился успехом».
Вслед за правительственным заявлением в бундестаге развернулось широкое обсуждение всех его аспектов, рассчитанное на три дня заседаний. Уже вчера в их ходе новый кабинет и его программа подверглись первым критическим атакам оппозиции, представленной в новом составе парламента фракциями либералов, зеленых и Левой партии. Но поскольку большая коалиция обладает абсолютным большинством, нет сомнения, что правительственное заявление Меркель получит требуемую поддержку в бундестаге.
Составной частью прений станут внешнеполитические дебаты. Хотя главные направления внешнего курса определены в коалиционном договоре, в Берлине не утихают разговоры о том, что при его проведении глава правительства не прочь ослабить одни и усилить другие «акценты». Блицвизиты Меркель в первые же дни ее канцлерства в Париж, Брюссель, Лондон, участие в барселонском саммите ЕС – Средиземноморье говорят о том, что она намерена активно заниматься внешнеполитической деятельностью. При этом непросто будет найти баланс между очевидными интересами Германии, связанными с Евросоюзом, и трансатлантизмом, включая отношения с США.
Только что из-за океана вернулся новый министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он беседовал в Вашингтоне с Кондолизой Райс, ее заместителем Робертом Зелликом и помощником президента по национальной безопасности Стивеном Хэдли. Миссия Штайнмайера была непростой, поскольку все партии бундестага требовали, чтобы он поднял в Вашингтоне щепетильный вопрос о секретных тюрьмах ЦРУ и транспортировках ею пленных в Европе. Госсекретарь облегчила гостю дело, пообещав, что соответствующие разъяснения будут вскоре даны. В остальном американо-германские отношения были охарактеризованы как «блестящие». Госсекретарь отметила, что правительство США особо обрадовано тем пассажем коалиционного договора правительства ФРГ, в котором говорится, что европейская интеграция не противоречит трансатлантическому партнерству.