Подписание Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном не спасло Ташкент от санкций Евросоюза. В то самое время, когда в понедельник в Кремле президенты Путин и Каримов подписывали этот беспрецедентный для всего пространства СНГ документ, Евросоюз объявил о запрете на въезд в страны ЕС для ряда высших должностных лиц Узбекистана. В заявлении Совета ЕС говорится, что визовые ограничения «относятся к тем людям, которые напрямую ответственны за бессмысленное и неоправданное использование силы в Андижане» и которые не пожелали «сотрудничать с международным расследованием» андижанских событий в мае 2005 года.
В списке невъездных оказались 12 узбекских чиновников, среди которых: главы МВД – Зокир Алматов, Минобороны – Кадыр Гулямов и Национальной службы безопасности – Рустам Иноятов, а также министр иностранных дел республики Эльер Ганиев. Как минимум в течение одного года для них поездки в Европу закрыты. Кроме того, в заявлении Совета Евросоюза подтверждается введение в отношении Узбекистана эмбарго на поставки оружия, военной техники и «другого снаряжения, которое может быть использовано для внутренних репрессий». Но на этом неприятности для президента Ислама Каримова не заканчиваются. В ближайшее время к жестким санкциям ЕС могут подключиться и США – соответствующее заявление было обнародовано в Вашингтоне вчера.
Правда, в списке высших узбекских чиновников, чье пребывание в странах ЕС объявлено нежелательным, не оказалось президента Ислама Каримова. В пресс-службе Совета ЕС в этой связи поясняют: таким образом Евросоюз дает узбекскому лидеру еще один шанс на проведение открытого расследования андижанской трагедии. В Брюсселе особо отмечают, что решение об отмене санкций может быть принято Советом ЕС в зависимости от степени готовности узбекских властей обеспечить гарантию прав и свобод в стране.
В Ташкенте, где, безусловно, воодушевлены оформлением особых, союзнических отношений с Россией, на эти меры Евросоюза отреагировали с олимпийским спокойствием. И никаких послаблений участникам «андижанского бунта» обещать не стали. Верховный суд Узбекистана, где в эти дни проходил процесс над 15 участниками андижанских событий, признал их виновными «в терроризме, попытке свержения конституционного строя, убийстве при отягчающих обстоятельствах, захвате заложников» и приговорил фигурантов этого дела к лишению свободы сроком от 14 до 20 лет.
Более того, судьи посчитали необходимым особо отметить наличие в майских событиях в Андижане некоего «зарубежного следа». Вряд ли что-то изменится в политике официального Ташкента и из-за эмбарго на поставки в страну оружия. Еще в начале октября, когда министры иностранных дел 25 стран ЕС на встрече в Люксембурге обсуждали решение о введении санкций, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что решение Евросоюза ввести эмбарго на поставки вооружений Узбекистану никак не отразится на российско-узбекском военно-техническом сотрудничестве. «Наши отношения с Узбекистаном имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества», – подчеркнул тогда министр.
Теперь эти тенденции закреплены в Договоре о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Будучи уверенным в поддержке Москвы, в свое время публично заявившей, что подавление мятежа в Андижане является «сугубо внутренним делом Узбекистана», президент Каримов еще накануне подписания договора о российско-узбекском союзничестве заявил, что отныне все попытки внешнего вмешательства в дела его страны в любой интерпретации будут рассматриваться в аналогии с подобными действиями по отношению к России. «В общем, замахнувшись на нас, они замахиваются на Россию», – сказал узбекский президент.
Подписывая в понедельник в Кремле договор, президент Путин, со своей стороны, отметил, что «тесная координация внешнеполитических шагов послужит укреплению безопасности и России и Узбекистана, стабильности Центральной Азии в целом».
Объявленные Евросоюзом санкции, все более усиливающееся давление на Узбекистан со стороны Запада свидетельствуют о том, что эта страна в глазах мирового сообщества целенаправленно превращается в очередного «изгоя». Ранее, как известно, Запад ввел практически аналогичные санкции в отношении еще одного ближайшего российского партнера – Белоруссии. Но ни тогда в Минске, ни сейчас в Ташкенте особо пугаться из-за этого не собираются. Каримов сделал ставку на дружбу с Москвой и явно рассчитывает получить от такого союзничества неплохие дивиденды. Ведь Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и всегда может наложить вето на любую резолюцию, предусматривающую санкции в отношении к Узбекистану.