Подписав договор о союзничестве, президенты Путин и Каримов подтвердили особый характер российско-узбекских отношений.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Узбекистан стал главным союзником России, причем не только в одном Центрально-Азиатском регионе, но и на всем пространстве СНГ. Это стало ясно вчера после того, как в Кремле Владимир Путин и Ислам Каримов подписали Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.
Подписание этого документа стало центральным событием завершающегося сегодня двухдневного официального визита президента Каримова в Москву. Содержание договора пока не разглашается. Но даже по немногочисленным «утечкам» из делегаций двух стран можно утверждать, что документ во всех смыслах беспрецедентный, так как фактически делает законным иностранное вмешательство во внутренние дела Узбекистана. В частности, в оказавшемся еще накануне приезда Ислама Каримова в Москву в распоряжении прессы проекте договора в числе прочего говорится о том, что «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно приводят в действие механизмы соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации».
Перед началом вчерашних переговоров с Путиным Каримов заявил, что «Россия не пожалеет, что подписывает этот договор». По словам узбекского лидера, с подписанием этого документа Ташкент и Москва выходят «на беспрецедентный уровень отношений». «Я отдаю себе в этом отчет. Это беспрецедентное явление, что Россия идет на подписание договора о союзнических отношениях с Узбекистаном», – сказал Каримов. Со своей стороны, президент Путин назвал договор «серьезным новым шагом» в развитии двустороннего сотрудничества, который создаст «хорошую правовую базу» для развития российско-узбекских связей «по всем направлениям».
Путь от первого заявления о необходимости такого шага, сделанный узбекским лидером чуть больше месяца назад на встрече с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, до его реального воплощения проделан стремительно. Западу в очередной раз дали понять: демонстративно порвавшему с США Исламу Каримову международная изоляция не грозит. А то, что он в долгу не останется, Каримов за последние месяцы продемонстрировал Москве неоднократно – Ташкент вышел из поддерживаемого американцами блока ГУУАМ, созданного в противовес влиянию России в СНГ, заявил о присоединении к ЕврАзЭС, резко активизировал контакты по линии Организации Договора о коллективной безопасности, из которого в свое время столь же резко вышел, заподозрив эту структуру в продвижении неких российских «имперских планов». Кроме того, Ташкент активизировал переговоры о размещении на территории Узбекистана российской военной базы.
Подписание Договора о союзнических отношениях завершало программу первого дня визита Каримова. А до того российский и узбекский президенты в формате «один на один» обсудили ситуацию в Узбекистане и Центрально-Азиатском регионе в целом. Детальное обсуждение этого круга проблем продолжилось затем в расширенном составе, когда к главам двух государств присоединились представители правительств. Особое внимание на переговорах было уделено расширению военного, военно-политического и экономического сотрудничества, укреплению связей по линии правоохранительных органов. В частности, вчера между МВД Узбекистана и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков было подписано Соглашение о контроле за незаконным оборотом наркотических средств. Соглашение о сотрудничестве завизировали и главы торгово-экономических палат. Ну а потом президенты Путин и Каримов скрепили своими подписями главный документ – Договор о союзнических отношениях.
Многие российские эксперты считают, что подписание этого договора станет реальным шагом к созданию в Узбекистане российской военной базы. Судя по тексту получившего огласку проекта договора, там прямо записано: «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории». Ясно, что возможность появления узбекских военных на российской территории – это из области фантастики. А вот российское военное присутствие в Узбекистане становится вполне реальным.
Впрочем, узбекская сторона такую схему развития отношений с Россией категорически отрицает. Как заявили вчера «НГ» в посольстве Узбекистана в РФ, ничего подобного обсуждать в ходе нынешнего визита президента Каримова в Москву «даже не планировалось».
Однако переговоры по размещению российских военных на территории Узбекистана действительно идут. В Москве никогда не скрывали, что заинтересованы в более тесном военном сотрудничестве с Ташкентом, которое заключалось лишь в поставках военной техники и модернизации имеющейся. И если в июне, посещая Москву с визитом, Ислам Каримов не стал подписывать такого договора, заметив, что Узбекистан пока не готов на постоянное российское военное присутствие, то сегодня узбекский лидер сделал главную ставку на Россию. По мнению ряда экспертов, отныне российские военные могут не только использовать около 10 узбекских аэродромов, но и заняться поиском «площадки» для постоянной дислокации.
Как сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «подписание Договора о союзнических отношениях – это, безусловно, победа российской дипломатии». «Достигнута главная цель последних месяцев или даже последних лет – восстановление позиций России в Узбекистане», – сказал политолог. В то же время он выразил сомнение в том, что будущая российская военная база может быть каким-то образом использована при событиях, аналогичных андижанским. «Думаю, что это невозможно, – сказал Алексей Малашенко. – Но, возможно, сам фактор присутствия неподалеку такой базы может сыграть эффект некоего предупреждения для противников Каримова».
Сомневаются в реальности скорого размещения какой-либо базы Минобороны РФ в Узбекистане, а тем более – в каком-либо военном вмешательстве Москвы в кризисную ситуацию в этой стране и опрошенные «НГ» военные эксперты. «В самой России, вне зависимости от политических пристрастий, никто не поймет, почему российские солдаты и офицеры должны умирать за Каримова», – сказал «НГ» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Эксперт полагает, что это может привести к кризису внутри самой России. К тому же у России, несмотря на все оптимистические заявления ее руководства, нет и ресурсов, чтобы развернуть в Узбекистане полноценную военную базу. «Достаточно вспомнить, сколь мала российская база в киргизском Канте, – сказал он, – с десяток боевых самолетов, которых даже толком охранять некому».
В общем, по содержанию российско-узбекского договора пока вопросов больше, чем ответов. Несомненно одно: подписание этого договора повлияет на ситуацию в Центральной Азии, в частности на отношения внутри треугольника Казахстан–Узбекистан–Россия. До последнего времени главным союзником Москвы был Казахстан. Не исключено, что президент Назарбаев ощутит некоторый «укол ревности» в связи с переносом российского внимания на Ташкент. Учитывая эксклюзивный характер отношений Астаны с Москвой, обида такого рода может привести к последствиям, о которых сегодня в Кремле скорее всего не задумываются.