Александр Лукашенко хочет все взять в свои руки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Александр Лукашенко получил новые возможности управлять Конституционным судом и хозяйственными судами в Белоруссии. Президент подписал закон, который дает ему право приостанавливать полномочия судей и отстранять их от должности.
О том, насколько хорошо судебная система Белоруссии подчинена Лукашенко, могут свидетельствовать десятки историй. Одна из них – возврат в собственность государства зданий в историческом центре Минска, которые ранее были куплены с аукционов частными лицами. Выступая перед парламентом с речью в 2003 году, Лукашенко заявил, что эти здания являются историческими объектами, и дал поручение мэру Минска Михаилу Павлову вернуть их городу. В течение полутора лет это было сделано в судебном порядке. Невзирая на старания адвокатов, совершенные ранее сделки по купле-продаже недвижимости у государства с легкостью признавались недействительными. Бизнесмены, вложившие в реставрацию исторических объектов миллионы долларов, остались ни с чем.
Поправив законы «О Конституционном суде Белоруссии» и «О хозяйственных судах в Белоруссии» своим законом номер 53-З, который вступает в силу уже с понедельника, Лукашенко получил новые полномочия в отношении этих органов. «Приостановление полномочий судьи Конституционного суда осуществляется президентом Белоруссии (ранее по решению Конституционного суда). Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к этому», – говорится в документе. Что касается восстановления судей на своих местах, прежние формулировки также подверглись изменениям. Восстановление, как сказано в документе, «допускается после отпадения оснований к приостановлению полномочий и осуществляется президентом Белоруссии». При этом ранее выносить такие решения мог только Конституционный суд. Похожая участь уготована и судьям хозяйственных судов, полномочия которых будут приостанавливаться не «приказом председателя Высшего хозяйственного суда Белоруссии», а президентом. Вполне логично, что «решение о возобновлении полномочий судьи» будет также принимать не председатель Высшего хозяйственного суда, а Лукашенко. Кроме того, этим законом также внесены «несущественные» изменения в одну из статей Уголовно-процессуального кодекса, затрагивающую временное отстранение от должности. Так, для отстранения «от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр главы государства», санкции прокурора или решения суда будет недостаточно, поскольку отстранение таких должностных лиц «допускается только с согласия президента Белоруссии». Отмена отстранения также допускается только с согласия Лукашенко, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности.
Белорусские юристы не сомневаются, что смысл этих шагов Лукашенко один – в очередной раз повысить управляемость судебной системы, которая и без того уже давно не является независимой ветвью власти. В истории Белоруссии есть и более значимые примеры игр Лукашенко с Конституцией и ее производными. Основной закон страны за время правления Лукашенко уже корректировался дважды – в 1996 году и в октябре прошлого года. Всякий раз это было необходимо для продления президентских полномочий нынешнего главы государства.
═
Минск