Президент Роберт Кочарян обещает вывести Армению в лидеры демократии на Южном Кавказе. Что для этого надо сделать, он почти два часа объяснял на недавней встрече со студентами и преподавателями Ереванского госуниверситета. Суть в том, что на референдуме, который пройдет 27 ноября, требуется проголосовать за внесение поправок в Конституцию. Действующий ныне Основной закон глава государства сравнил со «старой машиной», которая хоть и ездит, но так медленно и плохо, что въехать на ней в светлое будущее вряд ли получится.
Идея, конечно, не нова. Кочарян обещал армянскому народу конституционные реформы еще в 1998 году, идя на свои первые президентские выборы. Через несколько лет то же самое он обещал и Совету Европы, ведя переговоры о вступлении Армении в эту международную организацию. Но лишь в 2003-м была сделана реальная попытка выполнить эти обязательства. Правда, она закончилась провалом: вынесенный на референдум проект новой Конституции необходимого числа голосов тогда не набрал. Да и вариант, первоначально направленный в Венецианскую комиссию СЕ, был отклонен тамошними экспертами. Его пришлось серьезно переделывать, чтобы получить в итоге положительную оценку.
На встрече в университете президент подчеркнул, что без реализации конституционных реформ невозможно выполнить обязательства, которые Армения взяла на себя при вступлении в СЕ: «Это наш однозначный выбор, обусловленный желанием развивать демократию, улучшать защиту прав человека в стране и углублять нашу международную интеграцию».
Согласованный с Венецианской комиссией проект и выносится 27 ноября на референдум. Поправки прежде всего касаются ограничений чрезвычайно широких властных полномочий армянского лидера, перераспределения их в пользу законодательной, судебной и других ветвей власти, введение выборного начала в системе местного самоуправления.
Глава парламентской фракции Республиканской партии Армении (партия власти) Галуст Саакян считает, что новая Конституция по демократичности «не будет иметь аналогов в странах СНГ».
Оппозиция же решительно с этим не согласна и пытается референдум сорвать. Правда, претензии по сути конституционной реформы ее лидеры внятно сформулировать не в состоянии. В их высказываниях превалируют эмоции – от маловразумительных призывов «превратить референдум в революцию без крови» до предостережений: «или мы выражаем недоверие правящему режиму, или режим продолжает прокладывать себе дорогу для своей репродукции». Правда, оппозиция так часто призывала решительно покончить с режимом, что к подобным заявлениям мало кто в Армении относится серьезно.
«В предлагаемых поправках к Конституции есть несколько пунктов, которые не устраивают нас категорически. Например, что границы государства могут изменяться не после всенародного волеизъявления, а только с согласия парламента. Хотя есть и такие положения, которые теоретически улучшают нынешний Основной закон, но реально снова будут работать не в пользу демократии, – сказал «НГ» по телефону из Еревана один из авторитетных деятелей оппозиции, экс-премьер, председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян. – Кочарян уверяет, что ограничивает свои полномочия, но его-то как раз это не коснется – новая Конституция вступит в силу уже после того, как он уйдет с поста президента, поскольку не сможет выставлять свою персону на третий срок. Да, передача определенных полномочий от главы государства парламенту действительно предусматривается. Но это приведет лишь к тому, что на очередных выборах размер фальсификаций увеличится еще больше. Механизм шулерства и передергиваний отточен в стране настолько, что бороться с происходящим будет почти невозможно».
Комментируя подобные высказывания своих оппонентов, президент Кочарян заявил, что «не понимает логику оппозиции». «Вместо логики тут просто есть одна четкая линия – делать все против того, что предлагают власти», – сказал он на встрече в Ереванском госуниверситете. Президент держится уверенно, даже позволяет себе подшутить над противниками его конституционного проекта. «Я и не знал, что в глубине души оппозиция меня настолько уважает и любит, что борется за сохранение моих полномочий», – сказал Кочарян.
Он действительно переиграл своих оппонентов. Президент лишил оппозицию шанса сыграть даже на революционных лозунгах наподобие тех, что звучали в преддверии грузинской, а затем и украинской революций: Кочарян сам играет роль западника, евроинтегратора, борца с коррупцией и демократического преобразователя. И это многим понравилось: идею всенародного референдума поддерживают и послы европейских стран в Ереване, и глава американской дипмиссии.