Российских миротворцев все-таки изгоняют из зон конфликтов на пространстве СНГ. Заручившись поддержкой Запада, власти Грузии и Молдавии явно ведут дело к тому, что уже скоро в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье следует ожидать серьезных подвижек, результатом которых станет полный отказ от российского посредничества. Это – на первом этапе. А на втором и в Тбилиси, и в Кишиневе не исключают, что вместо российских военных там появятся совсем другие миротворческие подразделения. Практически одновременно в Тбилиси и Кишиневе прозвучали заявления, суть которых сводится к одному: Грузия и Молдавия уже не нуждаются в посреднических услугах Москвы и предпочитают видеть в этой роли других игроков – США, Евросоюз и даже НАТО. Причем в обеих столицах не скрывают причин подобной переориентации: дескать, Москва не только законсервировала эти конфликты, но и открыто поддерживает абхазских, южноосетинских и приднестровских сепаратистов, а введенные туда в начале 90-х годов российские миротворцы ограничились ролью пограничников, разместившихся на административных границах конфликтных зон.
═
Не просто расширение формата
═
Конец российского доминирования в миротворческих процессах в СНГ четко обозначился после того, как в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта на первые роли выдвинулась Украина с так называемым «планом Ющенко». Киев предложил расширить формат мирного процесса за счет более активного подключения к нему США и ОБСЕ, и это предложение тут же поддержали власти Молдавии, а следом за ними и руководство непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Но ограничиваться лишь расширением формата переговоров в Кишиневе не собираются. На состоявшейся в конце минувшей недели встрече с российскими журналистами молдавский президент Владимир Воронин, не слишком выбирая выражения, открыто обвинил Россию в нежелании содействовать урегулированию приднестровской проблемы. По его словам, остающееся на территории Приднестровья российское оружие является для лидеров этой самопровозглашенной республики «политическим щитом поддержки».
По этому же пути пошла и Грузия. В Тбилиси не скрывают восторгов по поводу поддержки, которую получил в администрации президента США так называемый «план Саакашвили» по урегулированию конфликта в Южной Осетии. Как известно, на днях Госдепартамент США обнародовал заявление по этому поводу, в котором, в частности, отмечается, что «США приветствуют сделанную 27 октября на Совете ОБСЕ в Вене премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели презентацию плана дипломатических действий, ставящего своей целью активизацию переговоров по мирному урегулированию южноосетинского конфликта». А еще Вашингтон заявил, что поддерживает территориальную целостность Грузии и «готов работать вместе с грузинами, южными осетинами, а также с Россией и всеми странами – членами ОБСЕ для поддержки усилий по укреплению доверия, продвижению экономического развития, а также мира и процветания в процессе поиска урегулирования». В Тбилиси эти формулировки восприняли однозначно: Вашингтон фактически подтвердил свое желание и готовность участвовать в переговорах.
Комментируя заявление Госдепа США, новый грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили заявил «НГ: «Для нас это крайне важный факт, и мы ожидаем аналогичных позитивных шагов со стороны России». По его словам, одобрение Вашингтоном предложений грузинского руководства по мирному урегулированию конфликта в Южной Осетии означает, что альтернативы предлагаемому Тбилиси плану нет, а посему Грузия будет планомерно его осуществлять для достижения окончательного результата, подразумевающего восстановление территориальной целостности страны и предоставление широкого автономного статуса Южной Осетии в составе единого грузинского государства.
═
Россия против одного пункта
═
Примечательно, что на состоявшемся неделю назад в Москве заседании Смешанной контрольной комиссии с участием сопредседателей от Грузии, России, Южной Осетии и Северной Осетии «план Саакашвили» в целом оказался приемлемым для всех участников переговоров – за исключением одного пункта. А именно – и Южная Осетия, и Россия выступили категорически против изменения формата СКК, то есть против участия США в процессе урегулирования.
Тем не менее уже то, что Россия возразила только по одному пункту грузинского плана, в Тбилиси встретили с оптимизмом. В частности, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил «НГ»: «То, что план президента Грузии нашел одобрение с российской и осетинской сторон, – это прорыв в деле урегулирования конфликта. И я думаю, что мы сможем осуществить этот план. Если в рамках реформирования СКК в процесс урегулирования конфликта подключатся и США, это также будет способствовать успешной реализации плана. Что касается позиции России, то на последнем заседании СКК она была очень конструктивной – ее представитель поставил свою подпись под документом СКК». По его словам, со временем будет преодолено и сопротивление Москвы в вопросе подключения США к переговорам.
═
Военные сохраняют спокойствие
═
Комментируя звучащие в Тбилиси заявления, источники «НГ» в российских военных структурах заявили, что не видят особых оснований для тревоги, дескать, это все «пока еще лишь планы». Если Грузия все-таки предпримет шаги по выводу со своей территории российских миротворцев, считают военные источники «НГ», то тем самым она противопоставит себя другим государствам СНГ. Как сказал «НГ» один из военных экспертов, «слишком сильно в экономическом плане Грузия сейчас зависит от России, чтобы устраивать подобные демарши, и с учетом этого Тбилиси для достижения сиюминутных целей вряд ли захочет портить отношения с российским руководством».
В Минобороны РФ по-прежнему считают «маловероятной» замену дислоцирующихся с начала 90-х годов в грузинских конфликтных зонах российских миротворцев на натовские подразделения. Пожелавший остаться неназванным высокопоставленный сотрудник военного ведомства заявил «НГ», что, дескать, «Россия, являющаяся членом Совбеза ООН, этого не допустит». В то же время он считает «вполне вероятным» ввод в Южную Осетию, а возможно, и в Абхазию миротворческого контингента ОБСЕ.
Со своей стороны, командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-южноосетинского конфликта российский генерал Марат Кулахметов сказал «НГ» по телефону из Цхинвали, что ожидать в ближайшем будущем неких серьезных перемен в формате миротворческой операции не следует. «Решение о развертывании российского миротворческого контингента в Грузии было принято на уровне президентов двух стран, еще во времена Ельцина и Шеварднадзе, – сказал генерал Кулахметов, – Согласно подписанным тогда договоренностям Грузия не имеет права в одностороннем порядке изменять формат и статус этих сил. Все решения по такого рода вопросам могут приниматься Москвой и Тбилиси только на уровне глав государств».
Так же благодушно относятся к планам Тбилиси и в Штабе по координации военного сотрудничества Совета министров обороны государств – участников СНГ. Как сказал «НГ» замначальника штаба генерал-майор Михаил Зиборов, в этой структуре вообще «не располагают информацией о возможной замене российских миротворцев в Грузии на американских военных». В то же время и он выразил сомнение в том, что «Тбилиси в одностороннем порядке все-таки пойдет на такие действия».
Однако практика убеждает в другом. Еще недавно все считали, что власти Грузии не смогут убедить Москву в необходимости ускоренного вывода с грузинской территории двух российских военных баз. А Тбилиси этого добился, и российские военные уже вывезли из Батуми и Ахалкалаки свою тяжелую технику. На очереди – вывод личного состава. То же будет и с миротворцами: ведь парламент Грузии уже принял жесткое постановление, в котором обозначил, до какого времени в Тбилиси согласны мириться «с бездействием российского миротворческого контингента». Сроки установлены вполне конкретные: если в Тбилиси посчитают посредническую миссию России неэффективной, миротворцам из Южной Осетии скомандуют «на выход» в феврале будущего года, а спустя пять месяцев та же участь ждет и российских военных, несущих службу в Абхазии.
═
Тбилиси–Москва