0
1192
Газета СНГ Интернет-версия

01.11.2005 00:00:00

У ЕврАзЭС появится своя валюта

Тэги: рапота, евразэс


– Григорий Алексеевич, в Москве была озвучена новая идея сотрудничества шанхайской «шестерки» и ЕврАзЭС. Возможно ли объединение этих организаций в одну?

 

– Шанхайская организация сотрудничества создавалась как организация региональной безопасности. ЕврАзЭС – организация экономической интеграции. Поэтому у каждой структуры свои сферы компетенции.

 

– Но ведь недавно в Санкт-Петербурге было принято решение о слиянии Организации Центрально-Азиатского сотрудничества – ОЦАС (куда входили Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Россия) и Евразийского экономического сообщества – ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан)...

 

– Прежде всего на саммите в Санкт-Петербурге было поставлено две задачи. На первое место я бы вынес вступление Узбекистана в ЕврАзЭС. И второе – само слияние двух организаций. В ОЦАС состав участников практически тот же, что и в ЕврАзЭС. Но самое главное – цели одинаковые. Наверное, нерационально иметь две фактически одинаковые организации с одинаковыми целями и составом участников.

 

– ЕврАзЭС прирастает новым членом – Узбекистаном. Изменится ли организация в содержательном плане?

 

– У ЕврАзЭС есть план приоритетных направлений. Если следовать духу и букве наших уставных документов, Узбекистан должен взять на себя обязательства, вытекающие из членства в ЕврАзЭС. Под этим подразумевается присоединение ко всем основополагающим документам и далее – ко всем соглашениям, которые ЕврАзЭС уже приняло. Зона инвестиционной деятельности с присоединением Узбекистана расширится. Тем более что для инвесторов эта страна очень привлекательна.

 

– Узбекская экономика является плановой. Чтобы выполнить условия ЕврАзЭС, Ташкенту необходимо провести ряд реформ...

 

– А разве в существующем составе государств ЕврАзЭС одинаковые экономики? Важно, что все это признают и понимают, в каком направлении нужно двигаться. Что же касается присоединения Узбекистана, то начало этому положило принятие политического решения. Но дальше уже включится экономика. Поэтому внутри ЕврАзЭС последовательно идет процесс взаимной адаптации национальных экономик.

 

– В последнее время наметилась активизация США в Центральной Азии. Прогнозируете ли вы усиление военной составляющей в ЕврАзЭС?

 

– Перед нами никогда не ставилось такой задачи. Вопросы безопасности входят в сферу деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ЕврАзЭС, правда, существует Совет руководителей пограничных служб, в рамках которого рассматриваются такие вопросы, как борьба с терроризмом. По линии этого совета, в частности, у нас идет активное взаимодействие с ОДКБ.

 

– На днях ЕврАзЭС исполнилось пять лет. Удалось ли за эти годы продвинуться от подписания решений к реальным действиям?

 

– Евразэсовские решения отнюдь не виртуальны. Все они принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех странах. Вплоть до модификации национальных законодательств в случае необходимости. Таковы правила.

Конечно, процесс интеграции сложный, временами даже мучительный, поскольку затрагивает жизненно важные экономические интересы всех государств-участников. Но прогресс есть: в рамках организации действует зона свободной торговли, идет к завершению формирование Таможенного союза. Следующим этапом должно стать создание Единого экономического пространства.

А вообще мы достигли неплохих результатов в сфере энергетики. Совместными усилиями стран сообщества уже строятся два гидроэнергетических объекта в Таджикистане – Сангтудинская и Рогунская ГЭС. Ведущая роль тут принадлежит крупным российским компаниям – РАО «ЕЭС» и РУСАЛу. Прорабатываются также проекты строительства еще двух масштабных энергообъектов в Киргизии. Подписаны соглашения, направленные на создание в рамках ЕврАзЭС единого рынка электроэнергии. Кстати, толчком к этому послужил всплеск интереса со стороны других государств – Пакистана, Индии, Китая, США, ряда арабских стран. Как говорится, засватанная невеста всегда хороша.

Успешно развивается сотрудничество между таможенными службами. На днях мне удалось побывать на одном из таможенных пунктов на российско-казахстанской границе. Там весьма успешно проводится эксперимент по совместному осуществлению таможенного контроля. Груз предъявляется для досмотра один раз, что значительно сокращает время таможенной процедуры.

Кроме того, удалось существенно повысить степень согласованности таможенных тарифов. Наметился прогресс в сфере агропромышленного комплекса. Уже начались первые слушания о создании единого зернового рынка.

Словом, движение есть. Но есть и трудности. Наиболее остро стоит вопрос сотрудничества в сфере транспорта. За 15 лет самостоятельности бывшие союзные республики настолько размежевались в вопросах транспортной политики, что это создало барьеры для транзита товаров по территории СНГ.

 

– В рамках ЕврАзЭС планируется создание наднационального органа, которому будут переданы полномочия по реализации единой таможенной политики. Как это будет выглядеть?

 

– Как раз на эту тему ведутся дискуссии. Наднациональный орган прежде всего будет проводить общую таможенно-тарифную политику. Для нас главное – решение в рамках ЕврАзЭС вопроса унификации таможенных тарифов. Причем этому органу будут даны соответствующие полномочия, при которых он самостоятельно будет принимать обязательные для всех решения. Политические и стратегические направления будут курироваться высшими органами ЕврАзЭС. Но текущая оперативная работа будет осуществляться именно этим наднациональным органом.

 

– Означает ли сосредоточение усилий над новым, объединительным проектом разочарование в перспективах ЕЭП? Ваш прогноз на дальнейшее поведение Украины в СНГ и других интеграционных структурах?

 

– Не преувеличивайте роль секретариата, мы все-таки исполнительный орган. Политика ЕврАзЭС формируется на уровне глав государств и глав правительств. В рамках ЕЭП существует достаточно четкий план действий. В частности, к 21 декабря нынешнего года необходимо подготовить первый пакет из 29 документов, который формирует зону свободной торговли. А к 1 марта следующего года – еще один пакет из 15 документов, формирующих Таможенный союз.

 

– А когда в ЕврАзЭС появится общая валюта?

 

– На каком-то этапе, возможно, удастся создать и наднациональную валюту. Это будет скорее всего не рубль и не тенге┘

 

– Ей ведь уже дали название – алтын. И макет нарисовали┘

 

– Эту сказку придумали журналисты. Но на самом деле пока еще серьезно над этой темой не работали. Одна из идей – создание единой платежной системы, не привязанной ни к доллару, ни к рублю. Но валюта – это последний этап экономической интеграции. До этого надо, чтобы экономики стран «проросли» друг в друга. Пройти стадию и зоны свободной торговли, и Таможенного союза, и Единого экономического пространства. И вот в условиях выстроенного Единого экономического пространства уже решать вопрос с валютой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1025
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1192
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
729
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
844

Другие новости