Ислам Каримов расcчитывает на долговременную дружбу с Россией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Узбекистан, со скандалом покинувший в 1999 году Организацию Договора о коллективной безопасности, готов вновь вступить в ОДКБ. Докладывая об этом президенту Путину, вернувшийся из Ташкента министр иностранных дел России Лавров не скрывал удовлетворения. Новость приятная, что и говорить: наконец-то своенравный узбекский лидер Ислам Каримов, не раз демонстрировавший Кремлю свою неуправляемость на международной арене, занял взвешенную позицию.
Политологи в один голос поспешили заявить, что это намерение узбекских властей знаменует ни много ни мало кардинальную смену политического курса страны. Эксперты поворот Каримова считают результатом известных андижанских событий.
Андижан, конечно, косвенно повлиял на выбор узбекского президента. Но причины охлаждения между Ташкентом и Вашингтоном только этим не исчерпываются.
На самом деле вопрос о выводе американской военной базы из Ханабада, которая была размещена здесь в рамках антиталибской кампании США в Афганистане, Каримов поставил давно – за полгода до андижанского мятежа. И вряд ли только потому, что американцы вопреки своему обыкновению объект разместили, а заплатить за дружбу забыли (так, во всяком случае, утверждала узбекская сторона). Ислам Каримов начал сомневаться в истинных намерениях новообретенного союзника сразу после цветных революций в Тбилиси и Киеве. Именно после этого Ташкент заявил о выходе из ГУУАМ и стал намекать, что глобализация глобализацией, а старый друг в лице России лучше.
В Москве к дружелюбным телодвижениям узбекского руководителя поначалу отнеслись с настороженностью, но выводы явно сделали. Как-никак речь идет о ключевой стране Центрально-Азиатского региона, контроль над которой дорогого стоит. А Каримов продолжал демонстрировать отход от прозападного курса, делая совершенно очевидные реверансы в сторону России и местного русскоязычного меньшинства.
Судя по всему, узбекский лидер изначально отлично понимал, что в случае возникновения в стране революционной ситуации наподобие грузинской или украинской Вашингтон его спасать не станет, а вот Москва и тем более Пекин вряд ли дадут в обиду. Отсюда, кстати, и заметная активизация отношений с КНР – как двусторонних, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества, отсюда – «неожиданное» вступление в ЕврАзЭС, этот постсоветский аналог Европейского экономического союза.
А тут, как на заказ, случился мятеж в Андижане, начались сложные процессы в Азербайджане, революционная Киргизия вновь оказалась на грани смены власти, и Каримову стало окончательно ясно, что медлить с принятием превентивных защитных мер и колебаться с выбором приоритетов на международной арене нельзя.
Кажется, Москва может ликовать: американцы получили в Центральной Азии болезненный щелчок по самолюбию, Узбекистан швартуется к надежной российской гавани, а там, глядишь, и остальные страны последуют этому положительному примеру.
Впрочем, эту идиллию портят некоторые нюансы. Так, в ходе упомянутого визита Кондолизы Райс в регион стало ясно, что в Киргизии позиции Вашингтона по-прежнему прочны. Кроме того, США намерены последовательно расширять влияние на Казахстан. Конечно, Астане повышенное внимание со стороны Америки выгодно: новый расклад дает возможность Казахстану начать тонкую игру на противоречиях США, России и Китая, для которых казахстанский фактор будет играть все более возрастающую роль. Нет сомнений, что Нурсултан Назарбаев «выжмет» из формирующейся благоприятной для его страны ситуации максимум возможных военно-политических и экономических дивидендов.
При этом уход американцев из Узбекистана и его вступление в ОДКБ в перспективе действительно выгодно России: ведь Москве придется взять на себя ровно ту меру ответственности за сохранение стабильности, которая раньше ложилась на Штаты. Нет никаких гарантий, что Кремль лучше справится с этим, нежели Белый дом.
В то же время до сих пор нет официальных подтверждений, что Ташкент на самом деле готов восстановить свое членство в ОДКБ. Во всяком случае, по словам генсека ОДКБ Николая Бордюжи, «никакой официальной заявки от Узбекистана о вступлении в члены ОДКБ не поступало». Более того, Бордюжа заявил, что ни секретариат ОДКБ, ни он лично никаких контактов с представителями Узбекистана по вступлению этой страны в организацию не имел. Разумеется, Николай Бордюжа приветствовал возможность присоединения Ташкента к организации. Именно поэтому генсек ОДКБ готов взаимодействовать с Ташкентом «как в рамках одной организации, так и на принципе «ОДКБ плюс Узбекистан». Кстати, мы и так уже работаем по конкретным направлениям, в частности по наркотикам». Поэтому не исключено, что восстановленное членство Узбекистана в ОДКБ будет носить ассоциированный характер.