В Грузии оппозиционные силы на днях объединились в «Демократический фронт». Это событие свидетельствует об изменениях в политической расстановке сил в стране и расколе в исполнительной власти и кризисе во власти законодательной. Отставка Саломэ Зурабишвили с поста министра иностранных дел Грузии, создание ею движения с амбициозными целями послужили импульсом к объединению недовольных правлением Саакашвили.
В ближайшем окружении президента Грузии не все согласны с отставкой экс-главы МИДа. Это подтвердил вернувшийся из Москвы с заседания Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта госминистр Георгий Хаиндрава. Так, в тбилисском аэропорту он чуть ли не слово в слово повторил свое видение отставки главы внешнеполитического ведомства страны, озвученное им еще в Москве. По его словам, с Саломэ Зурабишвили обошлись несправедливо, выдвинутые против нее обвинения в неправильном стиле руководства, нежелании подчинить личные интересы государственным и т.д. необъективны. «Зурабишвили была одним из самых успешных министров правительства», – заявил Хаиндрава. При этом он заметил, что с определенной симпатией относится к создаваемому ею движению, но сам вряд ли войдет в него, поскольку на данном этапе занят восстановлением территориальной целостности Грузии. Сама Зурабишвили по этому поводу сообщила, что по меньшей мере еще два министра в происшедшем конфликте придерживаются схожей позиции, но называть их имена она не стала. Кроме того, она готовит судебный иск на группу депутатов, обвинивших ее в субъективной кадровой политике. «Я же перепроверила данные о работниках министерства, находящихся как в Грузии, так и за рубежом, и нашла только одного своего, и то очень дальнего, родственника, работавшего в дипмиссии в Испании, но уже давно сменившего род работы», – сказала Зурабишвили. Она по-прежнему считает случившуюся в ее карьере коллизию ошибкой президента Михаила Саакашвили, «стремительно теряющего связь с народом». Так же считает влиятельный депутат, один из лидеров Консервативной партии Звиад Дзидзигури, объявляя об объединении своей фракции с фракцией «республиканцев»: «Мы являемся той силой, которая осуществила революцию в Грузии и которая станет альтернативой нынешней власти».
В новый «Демфронт» вошли также несколько депутатов из пропрезидентского «Национального движения». Один из них, Давид Зурабишвили, даже избран председателем новой фракции. «Наша цель – осуществление тех принципов, которые были декларированы в Грузии во время «революции роз» и которые полностью игнорируются нынешней властью», – провозгласил на презентации «Демфронта» Зурабишвили.
Все это мало волнует правящую элиту, традиционно снисходительно комментирующую все, что связано с оппозицией. В частности, лидер парламентского большинства Майя Надирадзе, говоря о том, что в «Демократический фронт» перешли недавние члены «Национального движения», заметила: «У этих людей были претензии на парламентские посты, и их поступок, очевидно, вызван неудовлетворенностью личным положением». Спикер парламента Нино Бурджанадзе выразила надежду на конструктивное сотрудничество, больше времени уделила обвинениям в свой адрес в чрезмерном расходовании командировочных средств. По данным грузинских СМИ, в нынешнем году 15 зарубежных поездок Бурджанадзе обошлись казне в 200 тыс. долл. «Надо анализировать результаты моих визитов, а не количество израсходованных денег. А каждая моя поездка приносит стране миллионные инвестиции», – заявила она.
По мнению ведущего эксперта Кавказского института мира Пааты Закареишвили, раскол между властями и набирающей силу оппозицией будет усугубляться. «Разочарование населения в методах и стиле управления нынешних властных структур усиливается, что подтверждают исследования соцслужб и различных общественных институтов. Это, естественно, играет на руку оппозиции».
Тбилиси