Первые встречи новой грузинской оппозиционерки с будущими избирателями оказались обнадеживающими.
Фото Reuters
Получив неожиданную отставку с поста министра иностранных дел Грузии, Саломэ Зурабишвили решила идти обычным для попавших в немилость чиновников путем – создать собственную политическую партию. Естественно, оппозиционную. О чем экс-министр и сообщила на днях на пресс-конференции в Тбилиси. На этот шаг Зурабишвили, конечно, вдохновило количество людей, пришедших по ее призыву на Тбилисский ипподром, чтобы «не революцию делать, а зафиксировать гражданскую позицию». Несмотря на скверную погоду, солидарность бывшему министру выразили несколько тысяч человек. Среди симпатизирующих Зурабишвили были замечены и представители оппозиционных партий страны, в том числе «Новых правых» и «Консерваторов». Один из лидеров правых Давид Гамкрелидзе, выразив готовность к тесному сотрудничеству с Зурабишвили, трактует ее уход из властных структур как сдачу позиций в российском направлении, поскольку Москва никак не могла наладить диалог с Тбилиси из-за бескомпромиссности Зурабишвили по ряду ключевых вопросов. По его мнению, именно под давлением России власти Грузии и «организовали» конфликт парламента с министром.
Саломэ Зурабишвили не сомневается, что задуманная ею новая политическая сила получит в грузинском обществе поддержку. По ее словам, создаваемое оппозиционное общественное движение «будет массовым, в него смогут вступить все граждане страны». А вот вступать в альянсы с уже существующими в Грузии оппозиционными политическими партиями она не намерена, хотя оставляет открытыми двери для тех представителей оппозиции, которые разделят основные принципы ее «всенародного движения». Главными задачами она объявила подготовку к выборам в местные органы власти, которые состоятся в будущем году. «Победа на приближающихся выборах, а также на всех последующих, включая президентские, – основная задача», – заявила Зурабишвили.
Комментируя вопрос о своей отставке, экс-министр сказала, что президент Грузии Михаил Саакашвили «допустил политическую ошибку, которая обернется против него». При этом Саакашвили по поводу создаваемого экс-министром оппозиционного движения со столь амбициозными, включая президентские, целями лаконично заявил: «Я никак к этому не отношусь и об этом не думаю».
Между тем многие грузинские аналитики не считают начатую экс-главой МИДа политическую игру провальной. Женщина-политик – фигура в Грузии достаточно уважаемая, в чем убеждает опыт той же Нино Бурджанадзе. Вероятно, и Саломэ Зурабишвили на этом этапе симпатиями обывателя обделена не будет. Однако серьезно противостоять нынешним властям создаваемая ею партия, у которой пока нет даже названия, не сможет. Как сказал «НГ» один из лидеров Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава, проблема в том, что Зурабишвили, прожив практически всю жизнь за пределами Грузии, недостаточно глубоко знакома с внутриполитическими процессами, вернее, с правилами игры, способными принести успех.
С другой стороны, политолог Рамаз Сакварелидзе полагает, что уход Саломэ Зурабишвили в оппозицию не может не беспокоить нынешние власти. «За Зурабишвили нет никаких коррупционных грехов, она не замечена в отстаивании предпринимательских интересов», – сказал он «НГ». Главная сложность для грузинских властей состоит, по его мнению, в том, что рождение Зурабишвили как самостоятельного политика произошло «в нужном месте, в нужное время». «Она блестяще обставила свое политическое рождение, заговорив о том, что сейчас беспокоит население Грузии, – о пропорции между сооруженными за последнее время помпезными фонтанами и реальными социальными проблемами. И одной этой фразой сформировала внушительное количество почитателей», – считает Рамаз Сакварелидзе.
═
Тбилиси