Очередные президентские выборы в Туркмении пройдут в 2009 году. Эту дату назначил Туркменбаши на заседании высшего органа страны – Халк Маслахаты (Народного совета). «Кандидатов в президенты надо подготовить к 2009 году, – сказал Сапармурат Ниязов. – Ничего пожизненного не должно быть. Судьба народа и государства не должна зависеть от одного человека». Однако 2506 участников съезда проголосовали против инициативы президента. Лишь один голос (видимо, самого Ниязова) был «за». Скандируя «Народ, родина, Туркменбаши!», делегаты заглушили речь самого Ниязова, который в конце концов предложил вернуться к этому вопросу через три года.
Напомним, что в 1999 году Туркменбаши получил мандат на пожизненные полномочия. Однако периодически он называет очередную дату очередных президентских выборов. Вначале это был 2010 год, затем вернулись к 2006-му. Тогда же впервые были названы кандидаты на высший государственный пост. Правда, теперь все они находятся в местах не столь отдаленных. Похоже, что и на этот раз Туркменбаши не собирается уступать президентский пост никому.
В январе прошлого года, выступая по национальному телевидению, Туркменбаши заявил, что на всякий случай кандидатов в президенты надо «от трех до пяти». По мнению Ниязова, этот кандидатский резерв необходим в случае возникновения сложной ситуации, например, если с президентом что-то произойдет. При этом кандидаты должны быть людьми «авторитетными, умеющими работать, которых в стране знают не менее 10 лет».
Выбор президента пал на достойных людей: губернаторов областей (велоятов) Энебая Атаева (Ахалский велоят), Какагельды Курбышова (Ташаузский) и Ишанкули Гулмурадова (Балканский велоят). Но вскоре выяснилось, что они не оправдали оказанного доверия. За провал хлопковой компании Атаев и Курбышов были разжалованы, а Гулмурадов оказался взяточником. От тюрьмы его не спасло даже то, что он до суда вернул почти полмиллиона долларов.
Туркменбаши снова стоит перед выбором, где найти преданного человека, и не видит ни одного достойного кандидата. Чуть ли не все высокопоставленные чиновники оказываются нечистыми на руку. Так, пару месяцев назад в прямом эфире государственного телевидения (другого в Туркмении нет) Ниязов вывел на чистую воду главу госкорпорации «Туркменнефть» Сапармамеда Валиева за приписки и злоупотребление служебным положением. «Чего тебе не хватало, Сапармамед? Ты что, с голоду умирал? Как же ты так потерял совесть, человеческий облик? То, что ты сделал, равно тому, что ты продал родину», – вопрошал с экрана телевизора Туркменбаши.
Теперь Ниязов решил привлечь к управлению государством молодежь. Только вряд ли туркменской молодежи по силам такая задача, учитывая укороченное среднее и трехгодичное высшее образование, введенное в стране несколько лет назад. На встрече с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым президент Ниязов заявил, что из всех стран Центральной Азии самый высокий уровень жизнь в Туркмении. Об этом, по его словам, свидетельствует хотя бы тот факт, что в России нет туркменских гастарбайтеров. Как сообщил «НГ» источник, близкий к президентской администрации, российский министр был крайне удивлен и спросил собеседника, что в таком случае делают в Москве 300 тыс. граждан Туркмении?
Уже на следующий день последовали жесткие меры. Пассажиров, вылетавших по туристической визе, сняли с рейса Ашхабад–Москва. В редакцию «НГ» позвонила женщина с просьбой помочь: с этого рейса без объяснения причин сняли ее сына, который летел в Москву на лечение. (Напомним, что в Туркмении по указу главы государства закрыты практически все лечебные заведения.) Этих молодых людей заподозрили в том, что они летят либо на работу, либо на учебу. Затем их пригласили в прокуратуру Ашхабада для дачи показаний. При этом заставили составить подробный список проживающих в Туркмении и за рубежом родственников.
Чтобы получить в Туркмении туристическую визу, только различных взносов надо заплатить 240 долл. Кроме того, выезжающий из страны турист должен иметь при себе как минимум 500 долл. Для простого гражданина эта сумма практически нереальна. Позвонившая в редакцию женщина рассказала, что ее семье пришлось продать старенькие «Жигули», чтобы собрать для сына деньги на дорогу, поскольку никто из мужчин не может найти работу. Беда в том, что по национальности они узбеки. А для нетитульных национальностей в этой стране проблем многократно больше. В том числе и для русскоязычных граждан. Правда, эту тему российский министр предпочел не затрагивать в ходе переговоров с Туркменбаши. Сергея Лаврова, по всей видимости, удовлетворили слова Ниязова, что «ни один русский в Туркмении никогда не обижался, не ущемлялся и не выгонялся». «Я эту критику не воспринимаю, поскольку нет доказательств», – заявил президент Туркмении на переговорах с Сергеем Лавровым.