Курманбек Бакиев уверен, что ведет Киргизию правильным путем.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
– Недавно на саммите ШОС в Астане вы поддержали решение о выводе американских баз из Центральной Азии. Однако на переговорах с госсекретарем США Кондолизой Райс изменили свою позицию. Что за этим стоит?
═
– Прежде всего хочу особо подчеркнуть, что вопрос о выводе военных баз на саммите ШОС в Астане не ставился. В итоговой Декларации отмечено, что главы государств ШОС считают необходимым, чтобы участники антитеррористической коалиции
определились с конечными сроками пребывания своих военных контингентов на территориях стран – членов ШОС. Подчеркну, что это не означает намерения ускорить вывод американской базы с киргизской территории или каким-то образом ограничить использование инфраструктуры аэропорта «Манас», где она дислоцируется. Размещение военных баз на территории Киргизии было обусловлено необходимостью поддержки антитеррористической операции в Афганистане и поддержания стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе в целом. Мы и впредь готовы оказывать необходимое содействие членам антитеррористической коалиции до завершения операции в Афганистане, что и было подтверждено на встречах с представителями администрации США. Здесь же скажу, что вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания военных контингентов стран антитеррористической коалиции на территории Киргизии будет рассматриваться с учетом дальнейшего развития ситуации в Афганистане, национальных интересов республики, а также наших международных обязательств.
═
– Как вы оцениваете результаты недавнего петербургского заседания Совета глав государств – членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, где ОЦАС решила объединиться с ЕврАзЭС?
═
– То, что произошло слияние этих двух организаций, вызвано реалиями нынешнего времени. Народы постсоветских государств, так и или иначе продолжают тянуться друг к другу и взаимодействуют в различных сферах. Так что необходимость в усилении интеграционных процессов на пространстве СНГ в экономической и культурно-гуманитарной областях продиктована пожеланиями наших народов. Наша задача – претворить в жизнь их желание, что и произошло на заседании петербургского саммита ОЦАС. Уверен, что мы идем правильным путем. Ведь мы не должны стоять на месте – необходимо продвигаться дальше, расширять рынок и культурные связи. Кстати, такой путь проходил и Европейский союз, и теперь мы можем наблюдать результаты европейского объединения, которые вывели торгово-экономические и культурные отношения европейских стран, вошедших в Евросоюз, на новый качественный уровень. Думаем, что теперь и в рамках ЕврАзЭС произойдет качественный скачок в решении задач разного уровня. Безусловно, такие интеграционные процессы в рамках СНГ важны для всех стран, в том числе и для Киргизии.
═
– Полгода, прошедшие после мартовской революции, мало что дали Киргизии в социально-экономическом плане. Ситуация в республике остается сложной. Какие первоочередные меры в этом направлении предусмотрены новым руководством?
═
– Социально-экономическая ситуация Киргизии на самом деле оставляет делать лучшего. Только ведь в столь короткие сроки исправить положение просто нереально. Ведь такие серьезные проблемы, как низкий жизненный уровень населения и безработица, которые тормозят развитие страны, появились не сразу после революции, а прорастали и созревали на протяжении последних нескольких лет. Поэтому в числе первоочередных задач я вижу поднятие жизненного уровня населения и решение проблемы трудоустройства. Для улучшения социально-экономической ситуации необходимо решать вопросы с созданием новых рабочих мест, открытием новых производств, строительством новых крупных конкурентоспособных предприятий и реконструкцией старых. Эти задачи были поставлены мною перед новым кабинетом министров.
═
– Вашим главным предвыборным лозунгом была борьба с коррупцией. Удалось ли что-либо сделать в этом плане? По какой причине был уволен генпрокурор Азимбек Бекназаров? Говорят, что он переступил границы дозволенного? Так ли это?
═
– Высокий уровень коррупции, которая за последние несколько лет пустила глубокие корни на всех уровнях, стала одной из главных причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в экономику Киргизии и возникшему разительному уровню неравенства доходов среди населения. Это – самая больная проблема, с которой мы уже начали борьбу и ведем ее бескомпромиссно. В частности, уже разработана Государственная стратегия борьбы с коррупцией и ведется работа по созданию единого национального органа по борьбе с этим злом. К слову, минувшим летом парламентом Киргизии была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. Так что мы намерены искоренить это зло на всех уровнях. Определенные результаты уже есть. К примеру, за последние 8 месяцев на 2% сверх установленного плана вырос общий объем доходов госбюджета. А бюджетные поступления за этот же период увеличились в номинале почти на 11% по сравнению с прошлым годом.
Что касается увольнения Азимбека Бекназарова, то, как я уже неоднократно говорил, этот человек немало сделал для республики. Я по-прежнему высоко ценю его как политика и соратника по НДК. Но в то же время я – как президент, давший присягу своему народу, – не должен, не имею права оставлять незамеченными ошибки и нарушения, совершенные чиновниками, и прощать им недопустимые ошибки на профессиональной ниве, даже учитывая их вклад в дело народной революции. Я сразу сказал, что в работе буду учитывать только профессионализм. Думаю, это нормальный подход.
═
– Наконец-то Киргизия получила легитимное правительство. Однако в него вошли не все ваши единомышленники. Не угрожает ли внутриполитической стабильности тот факт, что не у дел, за рамками большой политики киргизский парламент оставил фактического лидера мартовской революции Розу Отунбаеву?
═
– Кандидатура и.о. министра иностранных дел Розы Отунбаевой была представлена на обсуждение в парламент мною. Я исходил из того, что она действительно имеет достаточный опыт работы в области международных отношений. Но согласно регламенту все предложенные кандидатуры на пост министров должны пройти процедуру утверждения в парламенте. Таковы правила, и их необходимо соблюдать в рамках правового поля. К сожалению, Розе Отунбаевой не хватило всего лишь нескольких голосов. Уверен, что ее жизненный и профессиональный опыт еще будет востребован.
═
– В последнее время все чаще поговаривают о возникающих противоречиях между вами и премьером Феликсом Куловым. Насколько сегодня прочно ваше двустороннее предвыборное соглашение?
═
– Слухи о расколе не имеют под собой реальной почвы. Мы заняты решением задач, которые стоят сегодня перед нами, и их немало. Ни о каких противоречиях речи не идет. Между мною и премьер-министром Феликсом Куловым ровные деловые отношения. Если возникают вопросы, то мы решаем их в рабочем порядке в рамках конструктивного диалога.
═
– Насколько верны утверждения о том, что Киргизия по-прежнему разделена на Север и Юг?
═
– На мой взгляд, проблема разделения Киргизии на Север и Юг была создана искусственно несколько лет назад, после чего началось активное ее муссирование политологами, журналистами, учеными и рядовыми гражданами. Но ведь ни для кого не секрет, что в любой стране мира существует номинальное деление страны по географическому признаку – Север–Юг, Запад–Восток. И действительно, часто в силу географического расположения регионы сталкиваются с разными проблемами. И это нормально. То же самое и в Киргизии. К примеру, в силу отдаленности от центра в южной части Киргизии проблема безработицы стоит острее, чем, скажем, в ее северной части. Но политизировать этот вопрос, на мой взгляд, было бы неправильно и некорректно. С другой стороны, эта проблема постоянно раздувается и еще больше подогревается из-за слухов, которые касаются назначений на руководящие посты. Все, кто со мной работает, знают: единственный критерий при подборе кадров, который признаю, – это профессионализм, но никак не принадлежность к тому или иному региону.
═
Бишкек–Москва