Гражданин Турции Тугай Тунчер назначен представителем НАТО по связям и взаимодействию с центральноазиатскими государствами. Его штаб-квартира будет базироваться в Алма-Ате, южной столице Казахстана, но сотрудничать Тунчер будет со всеми странами региона. Исключением, видимо, станет Узбекистан – единственное государство, не выразившее готовности сотрудничать с официальным представителем альянса.
Между тем НАТО имеет серьезные виды на Центрально-Азиатский регион. Так, вчера завершился визит в Казахстан спецпредставителя генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса. За два дня, проведенные в Казахстане, господин Симмонс встретился с высшим руководством страны и провел переговоры. Главная цель диалога – дальнейшее развитие сотрудничества со всеми странами Центрально-Азиатского региона, тем более что год назад на заседании совета НАТО было принято решение «придать приоритет» сотрудничеству альянса с регионом. А центром этого сотрудничества станет Казахстан.
По мнению экспертов, выбор НАТО в пользу именно этой страны не случаен. «Открытие представительства именно в Казахстане имеет стратегический характер, – сказал «НГ» политолог Эдуард Полетаев.
– Казахстан позиционирует себя как главный инициатор в регионе, а президент Назарбаев постоянно выступает с различными инициативами, в первую очередь интеграционными. Казахстан – единственная страна, которая не поссорилась со своими соседями. Кроме того, сейчас основным врагом представляется исламский экстремизм, поэтому блок НАТО вынужден укреплять свои позиции здесь. Из Центральной Азии исходит угроза и североатлантической безопасности, угроза проникновения экстремизма в европейские страны».
Свою лояльность Казахстан действительно демонстрирует. К примеру, на территории республики нет военных баз, как в Киргизии, однако между Казахстаном и НАТО существует договоренность об использовании воздушного пространства республики для воздушных сил антитеррористической коалиции. Кроме того, Астана разработала индивидуальный план партнерства с НАТО. Этот документ уже презентован альянсу, и в ближайшее время обе стороны приступят к его детальной проработке и осуществлению.
В основном это сотрудничество будет осуществляться в рамках программы «Партнерство во имя мира», где НАТО оказывает помощь Казахстану в военном деле. На сегодняшний день блок предлагает республике «помощь в оказании военного планирования, составления военного бюджета, улучшения офицерских кадров». Как подчеркнул Роберт Симмонс, при этом «речь не идет о раскрытии секретной информации, это только попытка определить те области, где мы могли бы оказать вам более эффективную помощь».
Представитель генсека НАТО высказался и за создание «трастового фонда, который предназначен для утилизации отработанного вооружения». Но для эффективной работы в этом направлении Казахстану необходимо «ратифицировать соглашение с международным агентством, которое от имени НАТО будет эту работу осуществлять». Стоит отметить, что соглашение о безопасности между Казахстаном и НАТО до сих пор не ратифицировано казахстанским парламентом, хотя было подписано еще в 1996 году.
При том что альянс пока «не видит потребности» в размещении военных баз на территории Казахстана и даже не особенно обижается на Шанхайскую организацию сотрудничества, заявившую, что НАТО нужно сокращать присутствие в регионе, поскольку операция в Афганистане уже завершена, ряд экспертов полагают, что слишком активное сотрудничество может негативно повлиять на взаимоотношения Казахстана с Россией и Китаем. «Сотрудничество Казахстана и НАТО – взаимовыгодный процесс. Но это лишь до той поры, пока у Казахстана не возникнут сложности с большими соседями – Россией и Китаем», – считает Эдуард Полетаев.
Алма-Ата