Сегодня Евросоюз должен принять решение о введении санкций против Узбекистана. Министры иностранных дел ЕС в ходе встречи в Люксембурге должны проголосовать за резолюцию о наложении эмбарго на продажу оружия Узбекистану, сокращении объемов помощи и запрете на въезд официальным лицам этой страны в европейские страны.
Готовящиеся санкции стали продолжением мер, на которых в отношении официального Ташкента настаивают США. 30 сентября в американский Конгресс был внесен проект резолюции о возбуждении в Международном уголовном суде уголовного дела против президента Узбекистана Ислама Каримова. Документ предусматривает международные санкции против Узбекистана и лично против президента Каримова. В частности, комитет по международным делам Конгресса требует, чтобы президент Джордж Буш использовал влияние США в Совете Безопасности ООН для того, чтобы Каримов понес наказание за события в Андижане в мае 2005 года. По официальным данным, в ходе подавления мятежа там погибли 169 человек, тогда как западные наблюдатели и местные правозащитники утверждают, что число жертв андижанских событий достигает 800 человек.
Администрация Буша до последнего времени продолжала настаивать на проведении международного расследования трагедии в Андижане и даже, как заявил на днях официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак, готова оказать узбекской стороне соответствующую помощь. Однако Ташкент ответил на это жестким отказом. И тогда Вашингтон принял решение заморозить предоставление Узбекистану помощи в размере 22 млн. долл.
Наблюдатели между тем отмечают, что столь жесткую позицию по отношению к Узбекистану США заняли лишь после того, как провалились все попытки уговорить президента Ислама Каримова продлить срок пребывания американской базы в узбекском Ханабаде. Свою роль сыграло и то, что на проходящем в Ташкенте суде над участниками андижанского бунта было заявлено, что массовые выступления в этом городе спонсировало посольство США в Узбекистане.
Последнюю попытку урезонить Ислама Каримова предпринял на минувшей неделе госсекретаря США Дэниел Фрайд, но и он вынужден был признать, что переговоры не дали желаемого результата. На пресс-конференции в Ташкенте Фрайд заявил, что «без дополнительных обсуждений» американские войска покидают Узбекистан и уже к концу текущего года база «Ханабад» полностью перейдет под контроль узбекских властей. Фрайд также заявил, что «США и Узбекистан пережили крайне непростой период в своих отношениях, осложненный серьезной обеспокоенностью по поводу ситуации с правами человека и событиями в Андижане». Закончился этот период или продолжается, дипломат не уточнил.
В связи с этим единственным надежным партнером Узбекистана осталась Россия. «Мы оцениваем произошедшее в Узбекистане как трагические события, но оценка подоплеки этих событий у нас с правозащитными организациями Запада диаметрально противоположна», – заявил в пятницу вечером министр обороны России Сергей Иванов.
В подтверждение этого Иванов сообщил, что у России не существует никаких ограничений на поставки вооружений в Узбекистан. «Наши отношения с Узбекистаном имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех областях, в том числе в военно-технической. Никаких ограничений на поставки вооружений, кроме общепризнанных международных правил и норм, не существует», – сказал министр Иванов журналистам.
═
Из досье «НГ»
═
Американским экономическим и иным санкциям подвергается широкий круг стран. Поводом для подобных мер являются такие действия иностранных государств, как нарушение режима нераспространения, поддержка терроризма, ущемления прав человека, а также антиамериканские акции. Претворением режима санкций занимаются такие ведомства, как Госдепартамент (запреты и ограничения на экспорт вооружений), Министерство торговли (экспортные и импортные запреты) и Министерство финансов (контроль за финансовыми операциями, арест или «замораживание» активов).
Масштабы санкций различны – от практически всеобъемлющих, как, например, в адрес Кубы, в отношении которой введены не только запрет на торговлю, но и почти все виды поездок граждан, до выборочных ограничений, как, например, запрет на продажу оружия и контакты по военной линии с Китаем, введенный после известных событий на площади Тяньаньмэнь. О масштабах наиболее широкой сферы санкций – торговых – говорит перечень стран, в отношении которых, по данным Министерства торговли США, в последние годы действовал запрет на экспортные операции: Куба, Иран, Ирак, Ливия, КНДР, Судан, Республика Сербия, Афганистан, отдельные районы Африки и по отдельным видам товаров – Китай, Индия, Пакистан, Сирия.