О том, что Польше предлагают нового премьера, политики из «Гражданской платформы» узнали лишь за пять минут до пресс-конференции, созванной председателем партии «Право и Справедливость» (ПиС) Ярославом Качинским в минувший вторник. Еще большее удивление у «Гражданской платформы» (ГП), являющейся коалициантом «Права и Справедливости» после победы этих правых партий на недавних парламентских выборах, вызывает кандидатура будущего главы кабинета министров: вместо ожидаемого Ярослава Качинского – широко известный в узких кругах Казимеж Марцинкевич.
Пару дней назад ничто не предвещало явление миру нового главы исполнительной власти. Лидер ПиС заверял своих сторонников из «Гражданской платформы» (на парламентских выборах они получили на 3 процента меньше голосов и теперь вынуждены играть роль ведомых), что кандидатуру будущего премьер-министра он назовет после согласования с ГП 24 октября.
Чем же вызвано столь поспешное и кардинальное изменение планов? Обозреватели считают, что братья (руководитель ПиС Ярослав Качинский и мэр Варшавы Лех Качинский, фаворит предстоящих в Польше выборов президента) «пошли ва-банк». Окрыленные победой на выборах в сейм и сенат, они рассчитывают на успех и в президентских, которые состоятся 9 октября. Однако после этой «виктории» может возникнуть щекотливая ситуация: как воспримут в Польше и в мире «семейственность» везучих братьев? Лех Качинский – президент РП, Ярослав Качинский – премьер-министр... Не будет ли это «властным перебором»?
И потому искушенные в политике братья по крови подстилают себе соломку, выставляя в качестве премьер-министра кандидатуру Казимежа Марцинкевича. Подвигая тем самым политологов гадать, станет ли тот «зиц-премьером». Ведь в случае, если претендующий на президентство Лех Качинский проиграет Дональду Туску из ГП, то влиятельные братья, безусловно, найдут поводы и способ сместить своего ставленника Марцинкевича и заменить его неудачником президентских выборов.
В таких политических играх, как отмечают эксперты, братья поднаторели еще во времена, когда входили в ближайшее окружение президента Леха Валенсы, интригуя впоследствии своего потерявшего власть патрона. Характерная особенность фамильного тандема: Ярослав всегда предпочитает оставаться в тени, препоручая самые «пыльные дела» Леху. И потому, предполагают наблюдатели, если Лех Качинский станет премьером (а то и президентом!), все равно им будет управлять с «заднего сидения» его более изощренный брат.
Пока же Ярослав Качинский публично заверяет, что Марцинкевич не временщик и будет премьерствовать все четыре года. Как стало известно «НГ», лидер ПиС направил партнеру по коалиции Дональду Туску письмо, в котором предлагает одному из самых влиятельных политиков «Гражданской платформы» Яну Роките посты вице-премьера и министра одного из ключевых ведомств. Это предложение ГП скорее всего примет.
Что касается самого Марцинкевича, то по образованию он физик, ушедший в политику. В кабинете Ханны Сухоцкой в 90-х годах он был замминистра просвещения. Журналисты тогда прозвали его «специалистом по сексу», поскольку он с упорством, достойным лучшего применения, противился введению в школах обязательного предмета о половом воспитании подростков.
Свое новое назначение Марцинкевич, похоже, воспринимает всерьез. Уже успел выступить с зубодробительной критикой еще действующего левого премьер-министра Марека Бельки и парламентариев левого большинства, «под занавес» принявших застойный, по мнению Марцинкевича, бюджет на следующий год. В этом главном финансовом документе страны, считает Марцинкевич, заложены слишком слабый экономический рост и недостаточное снижение уровня безработицы.
Политологи между тем подчеркивают, что именно Марцинкевич «приложил руку» к подготовленной программе ПиС. В ней, в частности, предусматривается экономить на «отбюрократизации» государственных органов по 4–5 млрд. злотых ежегодно и построить в ближайшем десятилетии 4 млн. квартир.
В международном масштабе подтверждается «стратегическая дружба» с Соединенными Штатами и «преодоление негативных для Польши явлений политической нестабильности в России», а также диверсификация поставок ямальского газа в страну.
Варшава